Нынешней зимой из полярной ночи северяне могут перенестись в знойный Неаполь. И для этого вовсе не нужно покупать билеты на самолет или путевку в Италию, достаточно прийти на премьеру спектакля по пьесе Эдуардо де Филиппо «Цилиндр» в областной драматический театр. Новую постановку с мурманской труппой подготовил московский режиссер Константин Шевцов.

- С приглашенными режиссерами театр работает не в первый раз, - отметила директор театра Татьяна Вешнякова. - Нам нравится такая практика: это всегда новый подход, новая школа, новый взгляд и на классику, и на современную драматургию. И для актеров полезный опыт - я считаю, профессионалам просто необходимо проверить свои силы в работе с разными режиссерами. Подобное сотрудничество будем продолжать и дальше.

- «Цилиндр» - одна из самых моих любимых пьес, давно мечтал поставить ее на сцене, и вот благодаря сотрудничеству с вашим театром мне это удалось, - рассказал Константин Шевцов. - Спектакль о том, как люди выкарабкиваются из сложных жизненных ситуаций. Причем делают все очень увлекательно. В этом есть авантюра, эксцентрика.

В том, что новый спектакль эксцентричный, зритель убеждается уже в первые минуты: молодая стройная красавица Рита в неглиже умывается на балконе. Пожалуй, такая картина не может оставить равнодушным ни одного представителя сильного пола. На это и сделан расчет. Прелестница флиртует, зазывает очередного воздыхателя в дом, готова отдать свои любовь и тело за десять тысяч лир. Мужчина, как правило, соглашается, однако, как только отодвигается занавеска, он видит кровать, на которой лежит мертвый супруг красотки со свечкой в руках. Девушка предлагает расположиться рядом с усопшим, ибо другого места нет. И тут же начинает биться в истерике, дескать, решила заняться таким неприглядным делом только из-за смерти мужа, оставившего ее без денег и с долгом за жилье. Конечно, нервы у поклонника сдают, он спасается бегством, даже не вспомнив об отданных изначально купюрах. Как только за ним закрывается дверь, супруг «восстает», обнимает и целует Риту.

По такому сценарию за три дня предприимчивая парочка обманула уже несколько мужчин. Впрочем, не парочка, а две пары: в квартире, только на втором этаже, живет Агостино с возлюбленной Беттиной. Сосед является автором этой схемы и подключается к действию, если новый воздыхатель оказывается слишком настойчивым и начинает требовать деньги обратно. Для солидности Агостино надевает цилиндр. Этот головной убор оказывает просто магическое действие на собеседников, благодаря ему мужчине удалось отсрочить выплаты за квартиру и по многим долгам.

Вы спросите, зачем же герои обманывают других? На что им требуются тысячи лир? Для оплаты жилья. И все бы у персонажей шло хорошо, если бы под балконом не появился богатый пожилой Аттилио. Брутальный мужчина в белых костюме и шляпе с тростью готов отдать любые деньги за любовь Риты. От этого зависит его жизнь.

- История, написанная Де Филиппо, упругая, как пружина, ее нельзя растягивать, поэтому и спектакль очень динамичный, длится всего час, - прокомментировал Константин Шевцов. - В пьесе показаны персонажи из разных социальных слоев, их проблемы. Можно было бы поставить пьесу в духе постановок «На дне» Максима Горького. Но, по моему мнению, Де Филиппо нужно играть легче, не перегружать и при этом не потерять смысл задуманного автором. Мне очень понравилось работать с мурманскими актерами. Они великолепные, озорные, самобытные и яркие индивидуальности.

В спектакле заняты разные поколения актеров театра. Это, как считает режиссер, позволяет создать интересный ансамбль, который порадует публику. В новой постановке задействованы заслуженные артисты России Елена Царева, Сергей Гронский, Валерий Журавлев, артисты Ольга Вирту, Сергей Валиков, Андрей Шпеко и другие. Также в ней играют студенты Мурманского колледжа искусств Андрей Белянцев и Лев Мальцев.

Одна из самых ярких ролей - Риты - у Ольги Вирту. Актрисе во время спектакля приходится неоднократно снимать халатик, оставаясь в комбинации, а в одной сцене она и вовсе предстает в нижнем белье. Ольга поделилась с нами своими впечатлениями от новой роли и от работы с режиссером.

- Работать всегда интересно. Меня судьба сводит с разными режиссерами. Для опыта это хорошо. С Константином Шевцовым работать было спокойно, но при этом у нас возникало много вопросов. Творческий процесс и должен быть таким. Например, были дискуссии по поводу жанра: фарс, гротеск, площадной театр? Ведь «Цилиндр» - это комедия, но в ней есть и нотки трагедии. В результате получилась итальянская комедия-анекдот. Признаюсь, раздеваться на сцене было непросто, хотя со временем привыкла. Поначалу казалось, что очень долго хожу перед залом в белье, а на деле - минута-полторы. Потом перестала это замечать. Актерская работа такая, все зависит от замысла, от постановки. Если режиссер потребует, одеваемся или раздеваемся.

Работа над «Цилиндром» велась около двух месяцев. Любопытно, что режиссер выступил еще и в качестве художника. Константин Шевцов привез в Мурманск эскизы и макеты декораций. Теперь свое слово должен сказать зритель. Актеры приглашают северян погреться в полярную ночь под неаполитанским солнцем.

Екатерина АНДРЕЕВА