Побывать на фестивале в Териберке, полюбоваться красотами побережья Белого моря, увидеть гонку на оленьих упряжках в Мурманске - все это может сделать любой человек, но в разное время. Однако у северян сейчас появилась возможность совершить подобное экспресс-путешествие за один день. Такой удивительный шанс предоставили землякам заслуженный художник России Виталий Бубенцов и областной краеведческий музей. Именно там открылась выставка «По родному Мурману», посвященная грядущему 80-летнему юбилею нашего края.
- Это не совсем традиционная экспозиция, - сказала на торжественной церемонии открытия директор музея Елена Химчук. - Мы открываем художественно-краеведческий проект, организованный совместно с Виталием Николаевичем. В его рамках мы не только раскрываем красоту уголков Кольского края, написанных художником, но и даем краеведческие знания о них.
 
Естественно, основной частью проекта являются полотна Бубенцова, а рядом с ними информация об уголках Кольского полуострова. К примеру, история Варзуги, строительства Успенской церкви в ней, о Териберке и побережье Баренцева моря также рассказывают справки, подготовленные сотрудниками музея.
- Недавно мы открывали выставку графики Виталия Николаевича в областном художественном музее, а сейчас его работы выставлены в краеведческом, - взяла слово губернатор Марина Ковтун. - Экспозиция «По родному Мурману» в этих стенах уместна и очень органична, ведь мы видим любимые места Кольского Заполярья: Териберку, Варзугу, Мурманск и другие. А какие краски на полотнах! Они совершенно точно отражают красоту нашего края, передают его природу - скупую, но в то же время искреннюю, теплую. Всю свою творческую жизнь Виталий Николаевич посвятил родному Кольскому Северу. Наверное, никому другому не удалось так точно, глубоко и живо воспроизвести в искусстве знакомые каждому из нас черты Заполярья: свет, краски, ландшафты и, конечно, образы наших земляков. Тонкое восприятие красоты, деликатная и четкая ее передача являются отличительными чертами творчества Виталия Бубенцова.
За спиной у автора множество поездок по Кольскому полуострову, неоднократные выходы в море. Не всегда художнику удается создавать свои картины в спокойной обстановке, порой он пишет на палубе, для безопасности привязывая себя веревками к поручням. Но о таких сложностях не думаешь, когда смотришь на полотна.
- Виталий Бубенцов - человек неспокойный, ему надо везде ездить, посмотреть, потрогать, написать, - с улыбкой сказал председатель регионального отделения Союза художников России Александр Феофилактов. - Он легок и на ногу, и на руку.
- Экспозиция называется «По родному Мурману». Очень часто эта фраза бывает дежурной, но у Виталия Николаевича не так, - поделился мнением председатель областного отделения Союза журналистов России Николай Бакшевников. - Он здесь родился, провел почти всю жизнь. Уезжал с Севера лишь для того, чтобы получить образование в Ленинграде: сначала в Художественном училище имени Серова, потом в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина. За годы творчества Виталий Бубенцов не стал однообразным. Я наблюдал его за работой и могу сказать, что, приступая к новой картине, художник становится каждый раз новым.
Морские пейзажи, корабли, дома, тундра, женщины, водящие хоровод, и старый помор - вот лишь немногое из того, что посетители увидят в выставочном зале. Виталий Бубенцов не перестает удивлять разнообразием своих работ. Кажется, что он исколесил весь Кольский полуостров. Однако оказалось, что и для такого заядлого путешественника есть еще белые пятна на карте нашего региона. Виталий Николаевич не был на Поное.
- Самая крайняя для меня точка - Сосновка в Ловозерском районе. На тонях был. Да много где довелось побывать, - рассказал Виталий Бубенцов. - Чем больше пишешь Кольскую землю, тем более глубокие корни находишь. К каждой картине нужно подходить особенно. Когда у автора появляется манера, это плохо, нужно всегда искать необычные ракурсы, краски. Сегодня я сам с интересом рассматриваю свои полотна: обычно они лежат или стоят в мастерской, а в зале музея занимают несколько стен, каждую можно рассмотреть.
Невозможно выделить какую-то одну или несколько работ Виталия Николаевича - они все интересны по-своему, каждая буквально заставляет остановиться. Взять ту же «Прибрежную Териберку». Знакомые многим берег и сопки. Но мало кто знает, что изначально это были два этюда. Когда художник закончил их писать, поставил рядом и понял, что они совпали, образовав панораму поселка. Ему пришлось слегка подправить крышу дома, и две картины превратились в одну.
Или, например, полотно «Дорога к храму». На нем мы видим Варзугу, когда в ней еще был аэродром.
На полотнах Бубенцова разные пейзажи, увиденные автором во все времена года. Как говорит художник, он больше любит писать осень из-за богатства красок. Хотя и зима его тоже привлекает:
- Карл Брюллов считал, что невозможно передать снег. Однако многие художники опровергают это мнение. Посмотрите зимние этюды разных авторов.
Есть в экспозиции и портреты - групповые, индивидуальные. Каждый любопытен, но один почему-то привлекает внимание больше других.
- Это «Старый помор», - пояснил заслуженный художник. - Он приехал в Мурманск из Архангельска, часто заходил ко мне в мастерскую. За всю жизнь он не курил, не пил, не ел мяса. В его рационе были рыба и молоко в основном. Прожил больше 90 лет. И знаете, что интересно? После смерти он передал свои накопления в Фонд мира. А денег было много: пять тысяч рублей. Советских еще.