Репрезентизм
 Репрезентизм, как самостоятельное направление возникло лишь в начале XXI века и тесно связано с творчеством российского художника Алексея Зимина. До того как Зимин стал знаменит он не имел художественного образования, лишь вдохновение и талант помогали ему. Критики по-разному реагировали на творчество Алексея: кто-то называл его прорывом в современном искусстве, а кто-то посчитал его художником-однодневкой. Тем не менее, множество его картин продается коллекционерам живописи и искусства за более чем 1 миллион долларов. 
Алексей Зимин постепенно укреплял позиции новатора в творческой среде и заставил говорить о репрезентизме как о новом направлении в современном изобразительном искусстве.
 
Понятие репрезентизм
Рерпрезентизм – это направление в живописи, которое намерено использует пустые места или пятна на картине, оставляя зрителю возможность дополнить произведение своим воображением.
Второе название репрезентизма – «завершённая незавершённость», что передаёт основную идею этого направления: для автора данная работа завершена, но зритель может проявить фантазию и закончить её на свой вкус.
Самая первая картина в данном стиле – это «Ульяновские просторы». Эта работа стала экспериментальной, так как в ней присутствуют лишь некоторые моменты незавершённости. Последующие картины станут более решительными в этом плане. Автор будет более смело оставлять недоработанные участки, и давать лишь намёк на детали.
 
Сущность репрезентизма
 Главный смысл «завершённой незавершённости» состоит в том, чтобы установить некую связь между художником и зрителем. Художник не передаёт видения деталей или сюжета картины, он предлагает зрителю своего рода «предмет для дискуссии», когда каждый может выразить своё мнение. Интересно то, что любое мнение будет правильным.
На художественной выставке выдаются проспекты или аудиогиды с описанием картин художника вплоть до самых мелких деталей. Часто сами художники объясняют, что они хотели сказать той или иной картиной. Репрезентизм – это не тот случай.
Главный смысл этого направления – пробудить когнитивные функции у зрителя, развить фантазию, помочь самостоятельно осмыслить работу художника и искусства в целом.
На картине Зимина «Дикие тюльпаны» изображены, собственно, тюльпаны на фоне гор и озера. Картина выполнена в светлых сине-зелёных тонах, тюльпаны изображены в оттенках оранжевого и красного. Художник не даёт нам лишних деталей: непонятно, заснежены ли макушки гор, есть ли в небе солнце, возможно, на лужайке кроме тюльпанов растут ещё какие-либо цветы. Дополнить эту картину можно как внутри её, так и за её пределами. Для этого автор оставил белые фрагменты.
Таким образом, предлагается тема картины: дикие тюльпаны на фоне горного пейзажа, а далее зритель может перенести сюжет картины в Альпы или дополнить её кавказскими или уральскими характеристиками, а может просто сконцентрироваться на изображении деталей.
Художник предлагает зрителю выйти за условные рамки и создать картину вместе. Это помогает получить большее эстетическое наслаждение от полотна. Всегда приятнее смотреть на то, в создании чего принял непосредственное участие.
 
Правила репрезентизма
 В направление репрезентизм есть одно определенное правило – не делай все сам, оставь зрителю. Можно выделить 3 основные характеристики, которые отличают его от остальных направлений:
1. Пространство. Широкое пространство помогает передать грандиозность полотна и создаёт незавершённый образ;
2. От детализации и прострации. Это даёт ощущение наброска и призывает зрителя дополнить полотно деталями;
3. Незаполненность полотна даёт возможность зрителю вставить свои фрагменты в картину.
 Рассмотрим одну из известных работ «Поцелуй луны и моря». Картина выполнена в тёмных тонах: на ней виднеется грань, в которой соединяется тёмное ночное небо и тёмно-синее море. В море отражается луна. Цвет луны напоминает градиент: из тёмно-серого он переходит в коричневый, а затем смешивается с тёмно-красным и жёлтым. Картина привлекает незаполненными фрагментами, которые обрамляют пейзаж. Художник предлагает зрителю вообразить всё что угодно: от дракона или потерявшегося корабля до влюблённых на берегу.
Таким образом, данная картина представляет собой конкретное пространство с одной стороны и места с пустыми фрагментами, с другой стороны. Всё это создаёт эффект «незавершённой завершённости».
Пейзажи в стиле искусства представления можно охарактеризовать как поиск. Художник работает на грани реального и иллюзорного, играет с оттенками и пространством. Поэтому на вышеуказанной картине зрителю открывается конкретное изображение луны, которая как будто касается морской глади. Но в то же время, грань между морем и небом едва заметна из-за того, что они выполнены в тёмных оттенках.
На картине «Дикие тюльпаны» этот поиск просматривается в легко узнаваемых тюльпанах и недостаточно чёткой линией горизонта между озером и небом там, где заканчиваются горы. Цветовое решение самих гор находится на грани между водой и морем.
Со временем теоретическая база для описания репрезентизма наполняется новыми характеристиками и чертами.
 
Концепция репрезентизма
Своего рода развитие в иммерсивном искусстве, когда зритель стал непосредственным участником происходящего действа.
Кроме того, не стоит забывать о технологиях дополненной реальности, когда виртуальный мир входит в реальный и добавляет в него новые образы и картинки.
С одной стороны, перед нами представлена картина, написанная в классических традициях пейзажа с реальным сюжетом. С другой стороны, художник связывается со своим зрителем для доработки деталей картины.
Таким образом, репрезентизм представляет культуру нашего времени: рациональную, универсальную и осмысленную, но в то же время динамичную и неформальную.
Читайте еще в "Мурманском вестнике": Капуста и береста стали памятниками