- Это даже не юбилей коллектива, скорее, юбилей бальных танцев Дворца культуры и народного творчества имени С. М. Кирова, - сказал балетмейстер ансамбля бального танца «ОНиОНА» Юрий Можейко. Мы встретились с почетным работником культуры Мурманской области, чтобы поговорить о 45-летии народного самодеятельного коллектива, который он возглавляет. Хотя и тут не обошлось без некоторых уточнений.

- У нас четыре руководителя, два взрослых и два детских, и все носят фамилию Можейко: однофамильцы с родственными связями, - улыбаясь, сказал Юрий Петрович. - Мы никогда не говорим друг о друге отдельно, ведь семью разделить нельзя.

Старшее поколение этого хореографического клана, если можно так сказать, - Татьяна и Юрий - и сами занимались в «ОНиОНЕ», а сейчас, будучи хореографами, передают знания и опыт начинающим и профессиональным танцорам.

- С ансамблем начинал работать Евгений Воскресенский, затем возглавила Лидия Мацкевич, потом почти 20 лет руководили Лев и Валентина Соловьевы. На мой взгляд, именно при них был расцвет «ОНиОНЫ», - продолжил Юрий Петрович. - С 1985 по 2003 годы, когда они работали, сложился сильнейший коллектив, особенно с точки зрения ансамблевого танца. После Соловьевых сменилось несколько хореографов, а сейчас коллектив возглавляем мы. Восстанавливаем номера, которые были при Валентине Александровне.

Валентина Соловьева - судья первой категории. И хоть сейчас она не преподает, ее можно встретить на всех соревнованиях по спортивным бальным танцам, проходящим у нас.

Заниматься бальными танцами можно в любом возрасте.

- Мы с супругом сами были танцорами в «ОНиОНЕ», а потом уже нас пригласили возглавить ансамбль, - рассказала Валентина Александровна. - Вообще «ОНиОНУ» можно смело назвать праматерью бальной хореографии в Мурманской области: из нее вышли почти все руководители клубов, спортивных школ, ансамблей нашего региона. Так, Светлана Стоборова возглавляет мурманскую ДЮСШ-14 по танцевальному спорту, Слава Князев - танцевально-спортивный клуб «Альянс» в Североморске.

Если говорить о номерах, при Валентине Соловьевой их было множество. Один из самых красивых - «Русский вальс», в котором участвовали по восемь пар из всех трех составов. Еще одной визитной карточкой можно назвать «Голубую рапсодию» под произведения Джорджа Гершвина: это формейшн по стандарту, то есть номер, в котором восемь пар исполняют пять танцев европейской программы. В «ОНиОНЕ» же впервые в стране стали показывать секвей - тоже пять танцев, но их исполняет лишь одна пара. Сейчас он очень популярен и в России, и в мире. Мурманская пара Дмитрий Стоборов и Екатерина Крысанова являются трехкратными чемпионами страны в этой дисциплине.

Конечно, повторить такие результаты дано не всем, но начать танцевать может каждый. В «ОНиОНУ» приходят люди разных возрастов. Самому младшему - четыре года, старшему - 70.

- Когда-то, посмотрев на Евгения Воскресенского, я подумал: если буду двигаться так же, как и он, в 40 лет, это будет здорово, - с улыбкой вспомнил хореограф. - В результате мне 60, и я отлично двигаюсь. Многие занимаются у нас поколениями. В последнее время и вовсе возникла тенденция, что в ансамбль приходят те, кто танцевал у меня в молодости, лет 15-17 назад. Они перестали заниматься из-за рождения детей или по другой причине, а сейчас возвращаются и почти все говорят: «Ой, как будто и не уходили». Многие приводят своих сыновей и дочерей, хотят, чтобы и дети прикоснулись к искусству танца.

- Спортивные бальные танцы существуют много лет. Основные движения неизменны. Неужели не скучно заниматься этим на протяжении десятилетий?

Юрий Можейко.

- В наших танцах отражаются все современные веяния, - ответил Юрий Можейко. - Как и в любом деле, открытия делаются на стыке. Вот и на грани разных танцев запросто может получиться шедевр. Мы стараемся не уходить в историю, хотим быть современными. Конечно же, в бальном мире существует и своя мода: на цвета, линии костюма. Мы следим за тенденциями. Также пробуем новые музыкальные направления. Они не всегда приживаются, но, чтобы это понять, необходимо проверить на практике, поэтому наш коллектив постоянно в поиске. Не забываем и про старые мелодии - шлягеры 30-40-х годов прошлого века очень нравятся и танцорам, и публике.

К примеру, воспитанники Юрия Петровича никогда не танцевали фокстрот под песню «Как много девушек хороших». А сейчас танец под эту композицию есть. В новой обработке ритм как никогда подошел к фокстроту. Не отбрасывают в сторону и рэп с хип-хопом. Хотя хореографы придерживаются мнения, что не стоит делать плохой рэп из хорошей самбы.

- С каким уровнем подготовки лучше приходить на занятия? Вряд ли вы обрадуетесь «деревянному» человеку.

- Мы работаем с разными людьми. Из таланта сделать хорошего танцора очень просто, - пояснил Юрий Можейко. - А если сумеешь научить человека, который не способен к танцам, и потом развить умения, вот тогда ты настоящий тренер.

Если уровень подготовки и возраст участников ансамбля могут быть разными, то начало всегда одинаково. Взрослые постигают азы с медленного вальса, если говорить о европейской программе, и самбы из латиноамериканской.

С детьми дело обстоит несколько иначе, для них разработан целый комплекс, ведь сначала нужно ребенка заинтересовать, влюбить в танец, объяснить, что необходимо выполнять определенные действия. Для многих малышей это сложно, но в дальнейшем поможет им - например, во время учебы в школе быть организованными.

Свой юбилей танцоры отметили, естественно, на сцене. На празднике коллектив показал свои лучшие номера, в которых были задействованы все возрастные группы, в общем сложности порядка 150 человек.