Опытная эксплуатация цифровой системы мониторинга уборки территорий Мурманской области (СМУТ) началась еще в конце прошлого года, а с февраля нынешнего система стала открытой для оперативных сигналов жителей. Она смонтирована на базе Центра управления регионом.

Система позволила не только обеспечивать контроль за уборкой территорий, но и повысила эффективность работы диспетчерских служб, дала возможность сравнить фактический расход топлива дорожной техники с расчетным для каждого маршрута.

На днях работу СМУТ в преддверии напряженного зимнего периода проинспектировал заместитель губернатора Юрий Сердечкин, отметивший, что система представляет собой принципиально новый подход к контролю за качеством уборки, причем не только в Мурманске - она работает на территории всего региона. В СМУТ зарегистрированы администрации 40 муниципалитетов, 56 подрядных организаций, размещена информация о 84 договорах.

- Уже 734 единицы техники занесены в справочники, загруженные в СМУТ, на каждой машине установлено оборудование, позволяющее через спутник наблюдать все необходимые данные: местоположение, скорость движения транспортного средства, вплоть до включения-отключения зажигания, - сообщил Юрий Сердечкин.

Вице-губернатор напомнил, что ранее случалось, когда недобросовестные подрядчики ставили трактор на колодки и гоняли его вхолостую. На линию машина не выходит, а мотор работает, пробег накручивается, топливо тратится, за что компания получает деньги как за реальную уборку. СМУТ позволяет полностью исключить подобные мошеннические схемы.

- Ранее проблемы с уборкой улиц отмечались многократно. Чтобы понять, где именно сбоит, что можно улучшить, была выстроена эта электронная система, которая позволяет проанализировать все цепочки производственного процесса, выстроить задание для подрядчика, проконтролировать ход его исполнения на каждом этапе работы - как убираются конкретная улица, конкретный тротуар, - пояснил Юрий Сердечкин.

Система открыта для жителей, на интерактивной карте можно самостоятельно наблюдать, где, когда и какая техника работает. Жалобы и пожелания по вопросам уборки территорий поступают на портал «Наш Север», где оперативно рассматриваются, в итоге замечания устраняются. По данным на конец октября, через портал подано 120 жалоб.

Как рассказал заместитель главы региона, подрядчики в обязательном порядке работают со СМУТ, оборудуют свои транспортные средства системой слежения, иначе с ними просто не заключат контракт. Это одно из ключевых требований в контрактной документации. Когда на электронной карте появляются красные линии, означающие сбой или невыполнение работ по контракту, аналитики Центра управления регионом связываются с заказчиком - тем или иным муниципалитетом - заказчик уже строго спрашивает с подрядчика. Бывает, аналитик ЦУРа связывается с подрядчиком и напрямую.

- Думаю, уже в ближайшее время этот процесс выйдет из режима ручного управления и станет автоматическим. Все, что фиксирует СМУТ, будет являться обязательным для расчетов по действующим контрактам. Появилась красная линия на карте - этот объем работ считается невыполненным, и подрядная организация не получает за него денег, - сказал Юрий Сердечкин.