Последние 19 отработавших тепловыделяющих сборок (ОТВС) с плавтехбазы «Лепсе» прибыли на специальную накопительную площадку ФГУП «Атомфлот». Из Снежногорска в Мурманск их доставил теплоход «Серебрянка». Завершился последний этап выгрузки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) с «Лепсе», которая проводилась на площадке судоремонтного завода «Нерпа».

По специальным технологиям

После выгрузки ОЯТ окончательно сформированную носовую блок-упаковку плавтехбазы, как до этого кормовую, отправят в пункт долговременного хранения радиоактивных отходов в Сайда-Губе. Это должно произойти уже в будущем году.

- История утилизации плавтехбазы «Лепсе» завершается без нанесения ущерба здоровью людей и экологии. Высокие компетенции специалистов Росатомфлота позволили эффективно решить ответственную задачу. Для обеспечения работ по утилизации ПТБ «Лепсе» приходилось специально разрабатывать технологии и оборудование, принимать нестандартные решения, - отметил генеральный директор ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка.

Первые шесть транспортных контейнеров со 111 ОТВС «Серебрянка» доставила из Снежногорска на «Атомфлот» в сентябре 2019-го. Выгрузка основного массива ОЯТ завершилась в июле прошлого года. Из трюма «Лепсе» извлекли 620 ОТВС. К этому дню атомщики шли два с половиной десятка лет.

Сухогруз «Лепсе» был заложен на Николаевских верфях в 1934 году. В начале шестидесятых его переоборудовали под плавтехбазу. И с 1963-го по 1981 год «Лепсе» обеспечивал перезарядку атомных ледоколов «Ленин», «Арктика» и «Сибирь». После этого судно использовалось только для хранения ОЯТ и радиоактивных отходов.

Еще осенью 1986 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли специальное постановление об утилизации ПТБ «Лепсе». Но только спустя два десятка лет - уже, по сути, совсем в другой стране - был разработан первый эскизный проект этой непростой операции. В 2008-м проект утилизации «Лепсе» был включен в федеральную целевую программу «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и период до 2015 года».

Осенью 2012-го плавтехбазу «Лепсе» отбуксировали в Снежногорск на СРЗ «Нерпа». Предварительно освобожденное от надстройки судно разделили на пять частей: кормовую (условно «чистую»), блок хранилища цистерн жидких радиоактивных отходов (ЖРО) в кормовой части, машинно-котельное отделение, хранилище ОЯТ в носовой части и собственно носовую часть.

В апреле 2015 года разделка началась. Относительно чистые нос и корма судна были утилизированы. За ними последовало машинное отделение. Его разделка была непростой задачей. Ведь все вокруг оказалось буквально пропитано мазутом. И опасность здесь была уже не ядерная или радиационная, а элементарно пожарная. Любая искра могла привести к возгоранию. Затем кормовую часть с хранилищем ЖРО заключили в блок-упаковку и в ноябре 2016-го отправили в пункт длительного хранения в Сайда-Губе.

Шаг за шагом

Но главную опасность, которую хранили в себе трюмы «Лепсе», представляли те самые 639 отработавших тепловыделяющих сборок. Причем часть из них была повреждена, так что их нельзя было извлечь из хранилища обычным способом. «Лепсе» справедливо называли самым ядерно опасным плавучим объектом Северо-Запада России.

Носовую часть судна, где хранилось ОЯТ, также поместили в блок-упаковку. Для работы с нею на «Нерпе» возвели специальное технологическое здание-укрытие, оснащенное всем необходимым оборудованием, включая перегрузочный комплекс, средства видео- и радиационного контроля и так далее.

Практические работы по выгрузке ОЯТ начались в мае 2019 года. Подготовка к транспортировке первой партии топливных сборок заняла около трех месяцев. Потребовались подрезка их верхних частей и подрыв пеналов. Далее в течение трех недель пеналы были переправлены на пирс, упакованы в транспортные контейнеры и погружены в трюм «Серебрянки». И в конце сентября их доставили в Мурманск.

- Для меня реализация проекта по утилизации ПТБ «Лепсе» стала исключительно важным и личным делом. Сегодня важнейшее событие в экологической реабилитации региона и жизни каждого, кто участвовал в этом проекте, - отметил тогда заместитель генерального директора госкорпорации «Росатом», директор дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша. - «Лепсе» был самым радиационно опасным объектом для морской среды. Сегодня все технические проблемы этой сложной задачи решены. Это крайне важно. Исторические проблемы закрыты. Сегодня госкорпорация «Росатом» входит в эксплуатацию атомных ледоколов с абсолютно другими стандартами.

То была первая партия ядерного топлива, выгруженная с «Лепсе». На днях в Мурманск доставили последнюю. Работы завершены.

Финансирование утилизации ПТБ «Лепсе» осуществлялось в том числе на основе грантового соглашения между Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), госкорпорацией «Росатом» и Логистическим центром ЯТЦ. Общий объем финансирования, предоставленного ЕБРР из средств фонда «Экологическое партнерство «Северное измерение», составил 54 миллиона евро.