В последний день декабря вступил в силу закон, вносящий существенные изменения в лесное законодательство. Поправки во многом возвращают зеленое хозяйство на былые рельсы, исправляя ошибки, допущенные реорганизацией, проведенной в 2006-2007 годах.

Злополучная реформа ударила по лесному делу, породила в отрасли много проблем. И плоды этого пришлось пожинать летом минувшего года, когда огненная стихия сметала с земли вместе с лесами целые деревни и села, не встречая на своем пути достойного барьера. Так аукнулся один из результатов той реорганизации - развал системы охраны лесов от пожаров.

В новом документе, подписанном президентом, наведению порядка в этой системе уделено особое внимание.

- Произошел возврат к кодексу 97-го года, чему мы очень рады, - не стал скрывать заместитель председателя областного комитета по лесному хозяйству Александр Алхимчиков. - Что очень важно, вернулись планы тушения. В работе будут задействованы все силы - и наши, и пожарной охраны, и военных, МЧС, муниципалов и так далее.

Сначала планы предстоит разрабатывать на местах, сводить в один документ и после согласования с главой региона отправлять в Москву. То, что наметят субъекты Федерации, войдет в общероссийский, и на его основе Рослесхоз будет определять финансирование и предусматривать маневрирование средствами.

- Как известно, одновременно во всех краях страны пожаров никогда не бывает. Сначала леса горят в Сибири, потом ближе к Уралу и так далее, - пояснил Алхимчиков. - Раньше мы каждый год в марте-мае отправляли своих людей тушить пожары в Сибири. На Кольском полуострове они начинаются ближе к июлю, и тогда уже к нам присылали сотрудников из Карелии, средней полосы. Не было нужды «на всякий пожарный» держать в каждом регионе большое их количество. Достаточно было 15-20 десантников, чтобы быстро отреагировать на рядовые возгорания, а в тяжелый момент приходила помощь. Людей перебрасывали, куда необходимо. Эта схема была замечательной, и к ней мы теперь тоже возвращаемся.

Другой бедой для лесников в последние годы были аукционы, где следовало определять подрядчика на выполнение работ по пожаротушению. И даже то, что у нас в области создана специализированная авиабаза, не давало возможности миновать аукционные мытарства - претендовать на заказ мог всяк, кому в голову взбредет. Новые правила наконец избавляют от этой головной боли - при наличии специализированного подразделения регион сможет напрямую передавать ему полномочия. Правда, в 2011-м, как заметил Алхимчиков, все же придется еще раз потерпеть:

- Деваться некуда, но надеемся, что возобладает здравый смысл - никакая строительная компания или индивидуальный предприниматель на аукцион не придут, и все сложится благополучно. А со следующего года наша авиабаза сможет, как мы говорим, выйти из подполья. Она будет получать средства без всяких аукционов. Это еще одно положение нового закона, которое мы восприняли с огромной радостью.

Как ни парадоксально, но в ходе недобрым словом поминаемой реорганизации лесничества утратили одну из основных своих функций - охрану лесов.

- По кодексу 2007-го она девалась непонятно куда. А как без нее? Сотрудники лесничеств каждый день должны вставать и идти смотреть, что делается в лесу, следить за порядком - это необходимая постоянная работа. И мы ее продолжали выполнять, но лишь, как говорится, из чувства ответственности, - сообщил собеседник. - А теперь эта функция возвращается на законных основаниях. Оговорено все - и необходимые средства для обеспечения охраны, и оружие для сотрудников лесничеств, и прочее.

По части же контроля, который в отличие от охраны у лесников не отбирали, полномочия расширятся:

- До сих пор проверки хозяйствующих субъектов мы могли проводить раз в три года, теперь - ежегодно. И это правильно: за три года арендатор может натворить что угодно и сам исчезнуть, даже проверять будет некого. А в отношении государственного пожарного надзора пошли еще дальше: в течение пожароопасного сезона проверки предусмотрены ежемесячные, в остальной период - раз в три месяца. И сейчас, начиная с февраля, будем проверять все объекты, граничащие с лесными участками, предприятия и предпринимателей, работающих в лесу, на предмет обеспечения необходимыми средствами тушения. В мае, перед началом пожароопасного сезона, проконтролируем еще раз, а дальше - ежемесячно.

Новшеством для лесников станет оценка их деятельности по разработанным на федеральном уровне критериям. Точнее, по ним станет оцениваться исполнение полномочий органами власти регионов в области лесных отношений. Разработка критериев возложена на Рослесхоз, и в конце нынешнего года по ним впервые Москва будет принимать отчеты регионов и делать выводы. Если все нормально - получайте субвенции и работайте дальше, а если непорядок, полномочия могут быть изъяты со всеми вытекающими кадровыми последствиями.

- До сих пор мы, конечно, тоже отчитывались. Бояться нам, в общем-то, нечего. Опасение лишь одно - что разработанные критерии окажутся едиными для всех субъектов, без учета местной специфики, - заметил Александр Алхимчиков.

К слову сказать, качество управления лесами в минувшем году в Мурманской области было «выше среднего уровня». К такому заключению пришел Всемирный фонд дикой природы, проводивший свое независимое исследование. И со стороны Рослесхоза его рейтинг получил официальную поддержку. Заметим, наряду с нашей областью высокой оценки удостоились еще 20, в том числе на Северо-Западе - Ленинградская и Архангельская. Соседняя Карелия и Республика Коми оказались в «середнячках». А вот, к примеру, Новгородская область попала в отстающие - качество ее лесоуправления получило в рейтинге оценку «ниже среднего».

Повышению эффективности и качества работы, уверены лесники, будут способствовать и принятые законодательные изменения. Организационно отрасль возвращается к своим прежним - лучшим - временам.

Татьяна РЯЗАНОВА