Сделать так, чтобы Россия вошла в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования - задача, которую предстоит выполнить к 2024 году. Для этого разработан национальный проект «Образование», включающий в себя девять федеральных программ.

На уроки труда... в «Кванториум»

Об одной из программ - «Успех каждого ребенка» - наш разговор с руководителем Мурманского областного центра дополнительного образования «Лапландия» Сергеем Кулаковым и заместителем директора по организационному развитию и инновационной деятельности Оксаной Бережняк.

Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе культурных традиций и национального наследия - вторая крупная задача, которую ставит нацпроект, кроме попадания в десятку лидеров по качеству. Но чтобы ребенок мог адаптироваться в обществе, познакомиться с традициями и наследием, он должен выходить за пределы школы, пусть даже самой распрекрасной.

- Каким образом расширить границы общения? - задается вопросом Сергей Кулаков и тут же отвечает: - Посещать секции, кружки, центры творчества.

Взять те же уроки по технологии, которые когда-то назывались уроками труда. Их рекомендуют проводить с использованием ресурсов детского технопарка. А это «Кванториум» или другие учреждения дополнительного образования, если они обладают такого рода структурой. В мурманском «Кванториуме» проводить уроки технологии начнут уже в этом году.

- Пока идут переговоры с тремя школами. Нам важно понять механизм, как все это будет происходить, как соблюсти нормативно-правовые аспекты, чтобы использовать для этих целей собственную инфраструктуру, кадры, - поясняет Сергей Кулаков.

Что же касается успешности, то, как напоминает мой собеседник, системе дополнительного образования в прошлом году исполнилось 100 лет. Какие бы за век она ни претерпела изменения, цель всегда была одна: создать ситуацию успеха для каждого ребенка.

И здесь надо понимать, что успех у каждого свой - для кого-то это профессиональное самоопределение, для кого-то пока просто удачные пробы. Причем всему свое время - и пробам, и вовлечению в профессию.

Любой кружок нужен и важен

Универсальная система с большими возможностями. Именно так охарактеризовала сферу дополнительного образования Оксана Бережняк. Нельзя сегодня ее учреждениям оставаться без развитой инфраструктуры, хорошего технологичного оборудования, подготовленных специалистов. Хотя многие сетуют на недостаточное финансирование.

- Теперь есть возможность участвовать в различных грантовых конкурсах, совершенствоваться, поднимать планку, - отмечает моя собеседница.

Она подчеркивает, что должна быть создана творческая образовательная среда, доступная каждому ребенку, позволяющая выявить и развить его способности. Причем не только в техническом плане, на чем сейчас заострено общее внимание, когда мы говорим о профессиональном самоопределении.

- Мое глубокое убеждение: все кружки нужны и важны, - говорит Оксана Бережняк. Она объясняет также, что в работе следует учитывать и заказ государства, и специфику региона, и интересы детей.

Еще одно важное условие - регулярное обновление как содержания программ, так и расширение линейки программных продуктов. Например, в «Лапландии» направление лего-конструирования включает лего-краски, основы лего-конструирования, основы алгоритмизации и визуального программирования, лего-мастера, скретч-программирование - большой спектр цифровых программ, предназначенных для формирования инженерных компетенций у детей в возрасте 5-9 лет.

Только в этом году, как сообщила Оксана Бережняк, в «Лапландии» внедрено более 45 процентов новых программ. Всего же их реализуется свыше 140.

Кстати, чтобы родители могли ориентироваться в потоке этих возможностей, создается всероссийский навигатор - интернет-портал, куда будет загружаться соответствующая информация о каждом субъекте Федерации.

И снова об интересах конкретной личности. Чтобы ребенок определился, что же ему по душе, он может попробовать свои силы в разных сферах допобразования: технической, творческой, художественной, спортивной, краеведческой. Для этого существуют краткосрочные программы - например, на время каникул. Если ребенок всерьез заинтересовался какой-либо темой, то может перейти на базовый уровень. Существует и продвинутый уровень для детей с повышенными образовательными потребностями. Таких школьников в «Лапландии» около 30 процентов от общего числа посещающих кружки и секции.

Еще одна нынешняя особенность - сетевые программы, в которых используется ресурс не только конкретного образовательного учреждения, но и других организаций и предприятий промышленности, науки, культуры. В «Лапландии» действуют шесть таких программ по техническому, научному, туристско-краеведческому и социально-педагогическому направлениям. Для этого учреждение сотрудничает, в частности, с областным краеведческим музеем, МАГУ, МЧС.

Для ребят и педагогов

«Лапландия» работает на все Кольское Заполярье. Для ребят с повышенными образовательными потребностями, проживающих за пределами Мурманска, организована очно-заочная школа с применением очных интенсивов, на которых, как правило, задействована инфраструктура технопарка «Кванториум». Но если это «Школа юного экскурсовода», то соответствующая программа реализуется вместе с МАГУ и краеведческим музеем. К работе «Школы юного спасателя» подключаются другие профильные организации.

Ну, и как уже говорилось, ребята могут попробовать себя в любом деле в краткосрочной программе, независимо от их возраста. Не обязательно в 5-6, можно и в 12 лет начать посещать тот или иной кружок.

«Лапландия» осуществляет также методическое сопровождение педагогов дополнительного образования. В год здесь проводят около 40 семинаров и конференций. А теперь ее специалисты будут заниматься и повышением квалификации коллег по четырем программам: это художественная направленность - для хореографов, современная тенденция научно-технического творчества, туристско-краеведческая деятельность и переквалификация.

Учреждение предоставляет педагогам-северянам площадку для общения, обмена опытом. Как сообщила Оксана Бережняк, в ближайшем будущем появятся методические кейсы по каждому направлению, в которых сконцентрируется квинтэссенция опыта наших земляков.

Кроме того, «Лапландия» является федеральной инновационной площадкой по развитию дополнительного образования. Таким образом, наработки педагогов Кольского края распространяются по всей стране. Недавно Оксана Бережняк представляла в Санкт-Петербурге анализ деятельности «Лапландии» как федеральной инновационной площадки, в том числе речь шла о реализации проекта «Юные инженеры Арктики». Результат этой работы получил высокую оценку коллег из других субъектов Федерации.

А буквально накануне нового года сотрудник «Лапландии» Николай Павлов, участвовавший в финале всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям», в Оренбурге делился с лучшими педагогами страны опытом нашего региона.