Уровень качества оказания жилищно-коммунальных услуг в области продолжает оставаться низким, а количество жалоб от населения, естественно, растет •-такой вывод можно сделать из беседы с журналистами начальника государственной жилищной инспекции Юрия Дунина. Печальное лидерство держат Кольский и Кандалакшский районы, Мурманск. Реформы буксуют, добавляя к старым, неразрешенным пока проблемам еще и новые.

Немало жалоб было от жильцов, имеющих в квартирах водосчетчики. Они никак не могли понять, почему с них стали брать за воду больше, чем с тех, кто на установку водомеров не тратился и вносил оплату по нормативу. Сегодня ошибка исправлена. Владельцы счетчиков платят только за потребленную воду, остальные - по нормативу. Плюс к тому на каждого прописанного в квартире начисляется сумма стоимости 1 литра воды для уборки подъезда.

Но тема учета остается злободневной. Водомеры в квартирах начали устанавливаться с 1997 года. И только в этом году специалисты водоканала решили провести поверку их состояния. Оказалось, что срок службы многих счетчиков горячей воды (он равняется 4 годам) просрочен, и жильцам пришлось оплачивать услуги по нормативу. Но одновременно почему-то и за холодную воду с них тоже стали брать по нормативу, хотя «холодные» счетчики имеют срок службы 6 лет. Таким образом, многие мурманчане переплатили. Сейчас, по словам Юрия Дунина, водоканал исправляет ситуацию, и постепенно гражданам будет сделан перерасчет. Чтобы не возникало недоразумений с оплатой, в случаях когда в приватизированной квартире долгое время никто не живет, водоканал рекомендует ставить заглушки. Если же в квартире кто-то бывает наездами - редко и недолго, лучше поставить счетчик.

Юрий Григорьевич отметил, что активность населения по обращению в инспекцию резко возросла: если в прошлом полугодии 187 северян заявили о своем недовольстве качеством предоставления коммунальных услуг, то в этом - 290. Около 80 процентов своего времени инспекторы тратят на разбор жалоб.

Если газоснабжение и обеспечение электроэнергией не вызывает у северян никаких нареканий, то вот претензии к холодному и горячему водоснабжению составляют почти 70 процентов от всех обращений. И наибольшее их число из Мурманска и Кандалакшского района. Причина хорошо известна - плохое состояние внутридомовых инженерных сетей. В тех муниципальных образованиях, где активно идет переоснашение пластиковыми трубами, люди почти не жалуются. Это практически все ЗАТО, Терский район, Полярные Зори. Мурманск начал активно переходить на пластик, но, очевидно, скорость замены труб все-таки ниже, чем темпы выхода из строя старых. Кандалакша тоже взялась было менять металлические трубы на пластиковые, но последние два года эти работы, к сожалению, приостановлены.

У зеленоборцев свои проблемы. Там к домам по ул. Магистральной строители умудрились проложить новые трубы меньшего, чем следовало, диаметра. В результате жители в течение прошлого отопительного сезона оставались без воды. Жилищная инспекция выдала ряд предписаний по этому поводу, но результатов пока не видно.

На пресс-конференции была затронута проблема подготовки к зиме, а значит, и погашения долгов за оказанные услуги.

- Как правило, - сказал главный жилищный инспектор, - цифры, которые озвучивают теплоснабжающие организации, не соответствуют тем, что называют муниципалитеты. А страдают от этих нестыковок жители. Вот пример.

По состоянию на 1 октября 2006 года ТЭКОС предъявил администрации Колы требование выплатить долг в сумме 21,9 миллиона рублей. Руководство города согласилось с претензиями теплоснабжающей организации, и началась работа по погашению задолженности. На сегодняшний день мэрия выплатила ТЭКОСу более 63,5 миллиона рублей, в эту сумму вошли текущие платежи населения и часть долга (8,63 миллиона). Но предприятие в ответ преподнесло колянам к 1 августа новый «подарок» - уже на 73,8 миллиона рублей. Выяснилось, что ТЭКОС предъявляет счета, исходя из своих фактических затрат, а вовсе не из принятых нормативов, которыми руководствуется мэрия. Арифметика зашла в тупик. А жителям Колы, добросовестным плательщикам, грозит теперь длительное отключение горячей воды. Пора в дело вмешаться прокуратуре. Тем более, как заявил Юрий Дунин, такой подход ТЭКОСа является нарушением пункта 8 Правил оказания коммунальных услуг населению.

Продолжают тревожить жителей области содержание и ремонт жилищного фонда, в частности, состояние кровли, лестничных клеток и подвальных помещений. Главный жилищный инспектор видит причину в том, что муниципалитеты не имеют возможности закладывать достаточное количество средств для ремонта из-за предельного индекса, установленного Федеральной службой по тарифам, по строке «содержание и ремонт жилья».

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ.