Коммунальные платежи год из года растут, причем все стремительнее. И конца этому, кажется, не видно. А ведь рыночная экономика вроде бы предполагает, что по мере насыщения рынка товарами и услугами их цена должна падать. Дождемся ли? Можно ли что-то предпринять для того, чтобы цифры в квитанциях на оплату ЖКУ не увеличивались? На эти и другие вопросы отвечает начальник управления перспективного развития и энергетической эффективности областного министерства энергетики и ЖКХ Эдуард Кольцов.

- Эдуард Сергеевич, высокой стоимостью коммунальных услуг и постоянным ее ростом озабочены не только рядовые граждане. О том, что это серьезная проблема, не раз говорилось и на высшем государственном уровне. В чем все-таки причина неуклонного удорожания?

- Их много, и лежат они в разных плоскостях экономики. Основная - это, конечно, рост затрат предприятий и организаций, которые производят товары, оказывают услуги и поставляют ресурсы. Законом определено, что при государственном регулировании тарифов должен соблюдаться принцип обеспечения экономической обоснованности затрат, понесенных ресурсоснабжающими организациями (РСО) при производстве товара. Поэтому при расчете тарифов для населения учитываются расходы организации на осуществление регулируемой деятельности. А их уровень обусловлен ростом цен на энергоносители, уровнем энергоемкости оборудования, степенью изношенности сетей и оборудования. Кроме того, в силу инфляции периодически индексируется зарплата производственного персонала. Дорожают используемые материалы и услуги сторонних предприятий. Все это увеличивает производственные затраты РСО, и, как следствие, тарифы растут.

- Но ведь расти сами по себе они не могут. Кто регулирует этот процесс у нас в области?

- Первоначальные ограничения устанавливаются на федеральном уровне в виде предельных индексов возможного изменения и предельных уровней тарифов. А затем - уже в обозначенных ими рамках - управление по тарифному регулированию Мурманской области устанавливает окончательные величины тарифов. Таким образом сдерживается и рост коммунальных платежей.

Раньше тарифы для организаций коммунального комплекса устанавливали муниципалитеты и отчасти субъект Федерации. С 2011 года это право принадлежит исключительно последнему. То есть областное управление по тарифному регулированию сейчас в полной мере регулирует тарифы на водоснабжение и водоотведение, тепло, газ и электроэнергию как для ресурсников, так и для населения.

Тариф является составляющей платежа за коммунальную услугу. Правительство области предприняло меры, чтобы ограничить рост этих расходов северян. В 2011 году совокупный размер платы граждан за коммунальные услуги не должен увеличиться больше, чем на 15 процентов.

- И все же она у нас одна из самых высоких на Северо-Западе. Отчасти понятно: Крайний Север, более долгий, чем у соседей, отопительный период... Это единственная причина?

- Нет, хватает и других. Мурманская область относится к тем немногим регионам России, в которых для выработки тепловой энергии не используется природный газ - его у нас просто нет. 80 процентов тепловой энергии вырабатывается котельными, работающими на мазуте. А он стоит гораздо дороже любого другого топлива, и цены на него не регулируются государством. И поскольку плата за отопление и горячее водоснабжение в общих расходах на коммунальные услуги достигает 60-70 процентов, цена мазута очень сильно влияет на величину тарифа и, как следствие, на рост платы за коммунальные услуги.

Дорог у нас и сжиженный газ. Это не очень бросается в глаза, поскольку его доля в оплате коммунальных платежей невелика, приблизительно 10 процентов. Но он привозной, что означает дополнительные затраты на транспортировку.

Учтите и то, что в нашей области самый высокий на Северо-Западе уровень благоустройства жилого фонда - около 98 процентов. Это, конечно, хорошо. Но у комфорта есть обратная сторона: централизация теплоснабжения повышает его стоимость. Ведь одно дело топить печку в частном доме и совсем другое - сложная система отопления и горячего водоснабжения в многоэтажке. А системы коммунальной инфраструктуры изношены и технологически устарели. Износ основных фондов составляет 59 процентов, котельных - 55, канализационных сетей - 57, водопроводных - 62, тепловых -78 процентов... Цифры, прямо скажем, удручающие. И хотя они не намного выше средних по России, нынешнее состояние систем коммунальной инфраструктуры приводит к увеличению затрат на поддержание их в рабочем состоянии.

Изношен и жилфонд. А это оборачивается дополнительными расходами на его содержание и избыточным потреблением энергоресурсов, в том числе из-за плохой теплозащиты многоквартирных домов.

- Получается, что страдают и люди, для которых коммунальные платежи становятся все более тяжелым бременем, и сами ресурсоснабжающие организации, потому что не могут заложить в тариф достаточные средства на необходимую модернизацию.

- Правительство региона активно работает над тем, чтобы сократить затраты и потери РСО. В 2010 году утверждена долгосрочная целевая программа «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Мурманской области на 2011 - 2015 годы» с общим объемом финансирования 29 миллиардов рублей. Кроме того, в свете исполнения 261-го федерального закона большое внимание уделяется мероприятиям по энергосбережению и повышению энергоэффективности жилищного фонда. Они включают в себя стимулирование управляющих организаций проводить соответствующие работы в домах, оснащение всего жилфонда индивидуальными и общедомовыми приборами учета для перехода на взаиморасчеты с их помощью. Очень важно создать условия для привлечения частных инвестиций в энергосбережение в жилищной сфере по принципу энергосервисных контрактов.

- Какие средства предполагается выделить на эти цели?

- 4,2 миллиарда рублей составят затраты на принятую в прошлом году программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Мурманской области на 2011 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года». Достижение поставленных в ней задач позволит в том числе перейти к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров. Ну и, конечно, замедлить темпы роста стоимости коммунальных услуг.

- В редакцию «Мурманского вестника» часто звонят жители области с вопросами по поводу начислений за коммунальные ресурсы. Куда им можно обращаться?

- На сайте нашего министерства создана страница «Телефоны горячей линии». По ним можно обратиться к представителям самого министерства, управления по тарифному регулированию, Государственной жилищной инспекции, управления Роспотребнадзора. Представлены и номера телефонов «горячей линии» в органах местного самоуправления. Кроме того, на сайте имеется страничка «Вопросы и ответы». Думаю, многим будут интересны ответы специалистов на касающиеся ЖКХ вопросы, которые задают посетители сайта.

Беседовала Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ.