- Иначе как кощунством назвать подобные счета я не могу, - первый заместитель министра энергетики и ЖКХ области Владимир Софьин продемонстрировал платежную квитанцию за электроэнергию, которую ему принесла мурманская пенсионерка. - Десять тысяч за пять месяцев! От такой платежки инфаркт может случиться!

Думаешь, сэкономил, а на самом деле украл

Так началось очередное заседание комиссии по оплате за электроэнергию в местах общего пользования (МОП). Она была организована министерством энергетики и ЖКХ затем, чтобы разобраться, почему до сих пор людям приходят счета с несуразными цифрами, и принять соответствующие меры для наведения порядка в этой сфере.

Квитанции, подобные той, что продемонстрировал первый замминистра, получили жители дома на Софьи Перовской, 31. Управляющая компания «Север-Вод» в течение почти полугода не выставляла людям счета за электроэнергию - и вот что получилось в итоге. Кроме того, общедомовое потребление в них составляет 80-90 процентов от индивидуального, чего в норме быть не должно. Но генеральный директор ООО «КРЭС» Елена Присяжнюк ничего несуразного в платежке не усмотрела.

- Это счет за 5 месяцев, - пояснила она. - Значит, в среднем в месяц выходит около 500 киловатт - вполне нормальное потребление. А коэффициент, то есть плата за МОП, такой большой потому, что, вероятнее всего, далеко не все жильцы этого дома передают вовремя показания своих счетчиков.

Под руководством администрации Мурманска была организована комиссия, в которую входили представители некоторых управляющих организаций, самой администрации, Мурманской горэлектросети и КРЭС. Эта комиссия проверила около 20 домов, от жильцов которых поступило наибольшее количество обращений в местные органы власти, Роспотребнадзор и областную Госжилинспекцию. Во всех домах проблемы оказались одинаковыми. В 97 процентах случаев это очень старые внутриквартирные счетчики. Класс их точности 2,5, то есть у них очень низкая чувствительность. Вся электроэнергия, которую они не учитывают, «уходит» в общедомовое потребление. Они просрочены, и их показания нельзя использовать для расчетов. Да при этом еще и расход по показаниям прибора учета оказывался значительно больше, чем указанный в квитанциях. Кроме того, как выяснилось, состояние многих счетчиков хуже некуда: то нет крышки, то пломбы на ней. Значит, есть возможность «открутить» показания назад. Обнаружены также случаи подключения бытовых приборов мимо счетчика. И то, и другое - банальное воровство денег у своих же соседей. Были выявлены и небытовые потребители, подключенные к распределительному щиту дома. Все это в итоге увеличивает количество электроэнергии, приходящейся на МОП.

- По итогам работы комиссии составляются акты, даются рекомендации УК, например, по отключению несанкционированных потребителей, если таковые были выявлены, - сообщила председатель комитета по жилищной политике администрации Мурманска Ирина Торотенкова. - Результаты двухмесячной работы комиссии систематизируются и анализируются, а затем направляются в управляющие организации и администрацию города. Для каждого случая вырабатываются свои предложения. Возможности принудить жилищные компании добросовестно выполнять свои обязанности или применить к ним какие-либо меры наказания у органа местного самоуправления нет, поскольку это не предусмотрено законодательством. Зато изменения, внесенные совсем недавно в Жилищный кодекс, наделяют подобными функциями Госжилинспекцию. Но их применение - вопрос перспективы.

Кто везет, на том и ездят

Еще одна причина огромных счетов за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, - перекладывание долгов на плечи добросовестных плательщиков. «Мурманский вестник» не раз уже рассказывал об этой проблеме. Она по сей день продолжает оставаться актуальной.

Несколько лет назад, когда северянам сообщили, что оплачивать электроэнергию они должны будут по показаниям коллективных приборов учета, первое, о чем забеспокоились люди, - что им придется платить «за того парня». Но специалисты РСО и контролирующих органов через СМИ уверяли, что подобное исключено: закон не позволяет. И это правда. Законодательством действительно установлено, что управляющие организации могут начислять плату только за то количество тепла, воды, газа и электроэнергии, которое реально потребил собственник. Но рассчитываться с поставщиками ресурсов жилищники обязаны полностью. То есть за свой счет. А потом работать с неплательщиками - взыскивать с них долги. Вот тут-то и оказалась зарыта собака.

Дело в том, что плата за жилищную услугу, которая поступает на счет УК, не идет ни в какое сравнение с величиной платы за коммунальные ресурсы. И если компании, работающие добросовестно, будут следовать закону, наиболее крупные не смогут исполнять в полной мере свои договорные обязательства по содержанию и текущему ремонту общедомового имущества. А компании поменьше просто разорятся. Поэтому одни не хотят, а другие не могут позволить себе оплачивать долги жильцов. В итоге за них это делают добросовестные плательщики. И эта ситуация стала практически нормой.

Но с какой стати проблемы ресурсников и жилищников должны решаться за счет наименее защищенных - собственников жилья? Может, все-таки «что-то в консерватории подправить»?

- Месяц назад к нам пришла жалоба от жильцов дома № 21 на Шмидта, - привела пример из своей практики советник по биллингу ЖКУ ООО «МРИВЦ» Виктория Киселева. - Он переходил от одной компании к другой, и счета за электроэнергию долго не выставлялись. Когда же смена УК завершилась, ушедшая - «ЖКС Октябрьского района» - довыставила счета за эту коммунальную услугу. Владельцу одной из квартир, где долгое время никто не жил и личное потребление электроэнергии составляло порядка 160 рублей, пришел счет на 21 тысячу. Кто в этом виноват? Жители? Но при такой ситуации им реально некуда было передавать показания.

Подобные случаи не редкость. Зачастую в домах, где «меняется власть», жильцам вообще предлагают до выяснения обстоятельств никому ничего не платить.

Показания «на деревню дедушке»

Так должны ли люди передавать показания квартирных приборов учета электроэнергии, если им не приходят квитанции на ее оплату? Ведь Жилищным кодексом определено, что расчет должен производиться по платежному документу.

Тут мнения членов комиссии разошлись. Первый заместитель генерального директора КРЭС Максим Капыт настаивал на том, что это - святая обязанность жильца, независимо от того, приходят ему квитанции или нет.

- А давайте вы слезете с кресла ресурсника и попробуете встать на место обычного человека, - попыталась спустить его на землю консультант министерства энергетики и ЖКХ Марина Кравченко. - Вот не приходят собственнику квитанции. Откуда ему знать, куда передавать показания и нужно ли их передавать?

Ее предложение было принято не ресурсниками, а представителем администрации города.

- Я живу в доме, который обслуживает «Севжилсервис», - сказала Ирина Торотенкова. - Как и все остальные жильцы, получаю две квитанции - от УК и от КРЭС. Человек заполняет квитанцию, полученную от своей управляющей компании и пребывает в уверенности, что свою обязанность выполнил. На самом же деле начисления производятся по другой. Как людям сориентироваться, если им никто ничего не объясняет? В большинстве УК разъяснительная работа с собственниками не ведется.

Доводы председателя комитета по жилищной политике поддержала начальник отдела управления Роспотребнадзора по Мурманской области Татьяна Юдина. Она тоже принесла на заседание комиссии квитанции, содержание которых вынудило их получателей обратиться в надзорные органы с жалобами.

- В постановлении № 307 есть пункт 38, в котором четко сказано, какие аспекты должны содержаться в платежном документе: период перерасчета, основания для него. А из этой бумажки можно что-нибудь понять? - показала она размноженные копии платежки всем присутствовавшим. - Мало того, на контакт с жильцом, получившим эту квитанцию, УК не идет, его просто игнорируют. Проводя проверки по обращениям граждан, мы постоянно убеждаемся в том, что претензионная работа управляющими компаниями не ведется. Очень часты случаи, когда новым собственникам жилья, которые с момента регистрации являются добросовестными плательщиками, вменяются долги его предыдущих владельцев. И сколько бы люди ни сообщали в УК о том, что они-то все оплачивают своевременно и в полном объеме, им упорно присылают квитанции с долгами их предшественников. Они обращаются в прокуратуру и Роспотребнадзор, и опять государственные органы занимаются тем, чем должны заниматься управляющие организации.

Давши слово - держись

В качестве еще одной причины больших счетов за общедомовое потребление электроэнергии снова было названо подключение к общедомовым сетям наружного освещения.

- В зимнее время оно значительно повышает коэффициенты, - отметила Елена Присяжнюк. - У меня только за последние две недели две жалобы по этому поводу - от жильцов домов № 10 и № 20 на улице Саши Ковалева. В одном случае к дому подключены шесть светильников, а в другом около пятнадцати - целая линия.

Эта тема уже обсуждалась на заседаниях комиссии. В результате администрация Мурманска приняла программу переподключения уличных светильников к трансформаторным подстанциям. Ирина Торотенкова напомнила об этом членам комиссии.

- Программа-то принята. Жителям города через СМИ было обещано, что они больше не будут оплачивать освещение дворов и улиц. Но когда она будет выполнена, неизвестно, - возразила на это директор по развитию и реализации услуг Мурманской горэлектросети Любовь Богданова. - На самом деле с августа все это включится и начнет наматываться на счетчики. Поэтому если сети наружного освещения уже признаны сегодня бесхозяйными, значит, муниципалитет вступил в зону ответственности за них и должен заключить договор на электроснабжение. Тогда мы поставим приборы учета на эти сети и введем в расчетную схему, уменьшая таким образом финансовую нагрузку на людей. Но городу надо поторопиться с этими мерами.

Урок Штирлица

Так кто же виноват в сложившейся ситуации? Вопрос отнюдь не философский. От ответа на него зависит, что делать. По мнению генерального директора КРЭС Елены Присяжнюк, «виноватых тут на самом деле много». И не в последнюю очередь это все-таки сами жильцы.

- В какой-то степени это расчетные центры, никто не умаляет и вину управляющих компаний. На тех и на других можно воздействовать, и это делается, - уточнила она. - Но мы почему-то всегда снимаем ответственность с собственников. Работники КРЭС провели анализ около 80 тысяч лицевых счетов в течение квартала. Картина такая: только 34 процента жильцов полностью оплачивают счета, из них 0,26 процента вносят еще и аванс. 53 процента собственников оплачивают только индивидуальное потребление. То есть человек получает счет и вычеркивает из него общедомовое. 13 процентов вообще не платят. Уезжая в отпуск, а также перед Новым годом люди указывают потребление гораздо большее, чем есть в реальности. В первом случае потому, что летом общедомовое меньше, а во втором, чтобы сэкономить при повышении тарифа. То есть собственники то и дело нарушают платежную дисциплину. В результате получаются «кривые-косые» коэффициенты и шокирующие цифры в счетах. Но при этом мы перед жителями постоянно оправдываемся. Между тем причина всех бед в том, что участники этих отношений элементарно не уважают друг друга. Небытовые потребители наплевательски относятся к тем владельцам квартир, в одном доме с которыми они находятся. Жильцы - к своим соседям. Мол, не хочу я передавать свои показания - и не буду. И хоть трава не расти. Не хочу я менять счетчик - и попробуйте меня заставить. Эта иждивенческая психология процветает сегодня. И чтобы ее изменить, с собственниками надо много работать.

Все это правильно. Наверно, когда-нибудь люди станут более ответственными, управляющие компании более добросовестными, а законы более разумными... Хочется надеяться. Но это завтра. А что сегодня делать той бабушке, с квитанции которой началось обсуждение проблемы? Что делать, чтобы, получая требование об оплате, не хвататься за валидол?

Ответ на этот вопрос дал единственный представитель жилищников, присутствовавший на совещании, - директор УК «Наш дом» Александр Шалаев:

- Сменить управляющую компанию.

Этим совещание и завершилось.

Как учил нас Тихонов-Штирлиц, последняя фраза - запоминается...

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ