Основными темами разговора стали схемы ухода от торгов в действиях органов власти и органов местного самоуправления, а также нюансы законодательства в сфере рекламы.

Как сообщила начальник отдела контроля органов власти Марина Полищук, практику ухода властей от конкурентных процедур ФАС России анализирует по всем субъектам Федерации. Наиболее часто встречающиеся нарушения систематизированы в три группы.

Первая, такие нарушения встречаются чаще всего, - передача функций органов власти и местного самоуправления государственным или муниципальным унитарным предприятиям соответственно. Затем им передается определенный функционал и выделяются субсидии. На эти средства МУП и ГУП заключают договоры подряда, привлекая к выполнению работ сторонние организации уже без всяких торгов.

Подобная схема используется в различных сферах, чаще всего - в дорожном строительстве и ремонте, капитальном ремонте объектов социальной сферы, тех же школ, например, при организации школьного питания и так далее.

Вторая группа нарушений - создание преимуществ унитарным и другим бюджетным учреждениям, созданным на конкурентных товарных рынках. Опять же, часто это касается сферы ремонта дорог или организации школьного питания.

Третья группа - согласованные действия, в том числе на торгах. Например, сговор. Такие факты нарушений фиксируются и в Мурманской области. Так, в одном из муниципалитетов региона фактически одна и та же компания под несколькими названиями при поддержки должностных лиц захватила весь рынок управления многоквартирными домами.

Еще пример ухода от торгов: в одном из ЗАТО Мурманской области власти создали два МУП, закрепив за ними большинство объектов муниципальной недвижимости, которые унитарные предприятия затем продавали без объявления торгов. Ведь схема продажи имущества через МУП и ГУП четко не отрегулирована законодательно. Сейчас уже состоялись суды. По одному делу начался процесс возврата одного из объектов.

- Как ни пытались власти уйти от процедуры торгов, ответственность все равно наступила, - констатировала Марина Полищук.

Уход от торгов касается и земельных участков. Скажем, продается здание, которое новый владелец тут же сносит и возводит на его месте новое. Ясно, что приобретал он объект с целью получить не ветхое строение, а землю под ним. И таких фактов достаточно много.

- Но мы постараемся эту лавочку прикрыть, - подчеркнула Полищук.

О применении законодательства о рекламе рассказала главный специалист-эксперт отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Светлана Мороз.

Основные нарушения в этой сфере - размещение рекламных конструкций не на тех местах, на которые было выдано разрешение. Чаще всего - ближе к автомагистралям.

Зашла речь и о различиях между вывеской и рекламой. Наличие вывески - обязательное требование закона о правах потребителя. Вывеска должна содержать наименование предприятия, часы работы и так далее. Конечно, порой вместо официального названия юридического лица используется его коммерческое обозначение. Это не запрещено законодательно.

А вот реклама - это информация, рассчитанная на неопределенный круг лиц, которая продвигает конкретный объект или продукт, привлекая к нему интерес. Например, указание номера телефона или адреса сайта уже можно отнести к рекламной информации.

При этом реклама, размещенная за стеклом магазина, агентства недвижимости или иной организации, - это тоже уже не реклама вовсе, а витрина.

Еще один важный момент: размещать рекламу на платежных документах запрещено только, если речь идет о квитанциях за коммунальные услуги. Скажем, счета за пользование домофоном или средствами связи к ним уже не относятся. Можно также давать рекламу на конвертах, в которые вкладываются квитанции. Не является нарушением и информация о деятельности самой организации.

В общем, нюансов много. Поэтому участники публичного обсуждения задали специалистам антимонопольного ведомства немало волнующих их вопросов.