Вчера в областном комитете по образованию подписали план совместных мероприятий с коллегами из норвежской провинции Финнмарк на 2009-10 годы. Событие это традиционное, можно сказать, рутинное. Как рассказал главный специалист комитета Игорь Волченко, сотрудничеству с нашими ближайшими соседями уже немало лет и такие двухгодичные планы составляются и подписываются регулярно.

Обычно к церемонии подписания очередного плана приурочивается и визит делегации педагогов.

Вот и теперь начальник управления образования Финнмарка Унн Мартенсен привезла дюжину своих коллег - ректоров школ старшей ступени из Киркенеса, Вадсё, Альты, Хаммерфеста, Таны, Хоннингвога и Лаксельва. На этот раз норвежских педагогов знакомили с процессом обучения в Мурманском технологическом колледже сервиса. Его директор Александра Юргалова подробно рассказала гостям о своем учебном заведении.

Основанный в 1966 году как профтехучилище, колледж несколько раз за эти 42 года менял название, пока в 2006 не приобрел нынешний статус. Мастеров парикмахерского искусства, дизайнеров одежды здесь готовили и раньше. С этого учебного года началась подготовка специалистов в области туризма, коммерции.

Областной комитет по образованию выступает в качестве учредителя колледжа, так что среди 620 его студентов примерно половину составляют те, кто учится за счет бюджетных средств. Наукам и ремеслам ребят обучают 45 преподавателей, работающих постоянно, да еще два десятка приглашенных. Занимается колледж и профессиональным обучением взрослого населения.

Кстати, как отметила Александра Юргалова, 3 года назад именно программа обучения взрослых была предметом тесного сотрудничества с коллегами из Швеции. А в 90-е годы студенты колледжа направлялись на обучение в Финляндию, так что опыт международных контактов накоплен неплохой.

Норвежским педагогам устроили экскурсию по учебным классам и мастерским колледжа. Гости задавали немало вопросов профессионального характера. Их интересовали размер платы за обучение, какую стипендию получают студенты, какова востребованность профессий на рынке труда.

Унн Мартенсен так и определила цель визита делегации - больше узнать о системе образования в России. Что же касается плана совместной деятельности, то помимо продолжения программ обмена обучающимися и учителями между школами-партнерами предусмотрено и установление новых контактов между учебными заведениями приграничных областей двух стран. Запланирована реализация различных проектов по развитию обучения в области рыболовства, экологического образования, повышению квалификации преподавателей иностранных языков. Если раньше совместные обучающие семинары проводились только для учителей немецкого языка, то новый план предполагает привлечь и преподавателей английского.

Напоследок не удержался и полюбопытствовал, что думают в Норвегии о конфликте России и Грузии. Увы! Видимо, все-таки политкорректность на Западе гораздо более распространена, чем у нас.

- Оставим политику большим политикам, - тактично сказала госпожа Мартенсен. - Мое же персональное мнение ничего в данном случае не значит, поэтому не стоит его высказывать публично.

Что ж, порой отсутствие ответа - тоже ответ. Зная, с каким уклоном освещали конфликт западные СМИ, нужно отдать должное норвежской гостье. Возможно, в переводе с дипломатического языка ее слова означают: «Высокая политика одно, а контакты между людьми - совсем другое». Во всяком случае, хотелось бы воспринимать ее сдержанную реакцию именно так.

Игорь КАТЕРИНИЧЕВ