Как уже не раз писал «Мурманский вестник», Арктика в последние годы привлекает внимание и приарктических, и многих других стран не только огромными запасами углеводородного сырья, но и транзитным потенциалом Северного морского пути, его военно-стратегическим значением. В данном материале речь пойдет именно о военно-стратегическом значении Арктики и СМП. И на то есть веские причины.

США - хороший ученик

Уже в первые послевоенные годы с появлением ядерного оружия советское руководство, понимая, что кратчайший путь его доставки с территории США пролегает через Северный полюс, стало создавать в Арктике ледовые аэродромы, с которых можно было не только самим доставить атомные бомбы при помощи авиации на территорию США, но и, разместив здесь истребители, сбивать вражеские бомбардировщики задолго до подлета к объектам на территории СССР.

В восьмидесятых годах командование 21-го корпуса ПВО организовало полеты на арктический аэродром Грэм-Белл истребителей МиГ-31 и Су-27, которые могли перехватывать американские стратегические бомбардировщики над Северным полюсом задолго до рубежа пуска ими крылатых ракет. Понятно, что сбить один бомбардировщик без его прикрытия своими истребителями не составило бы большого труда. К тому же проще уничтожить одну цель, нежели запущенные с Б-52, В-1 или В-2 два десятка крылатых ракет, на каждой из которых ядерная боеголовка по мощности в десять раз превышает атомную бомбу, сброшенную на Хиросиму.

В советские годы воздушное пространство над Северо-Западом страны - кратчайший путь полета стратегической авиации США через Северный полюс - прикрывала 10-я отдельная Краснознаменная армия ПВО в составе трех дивизий и одного корпуса. Воздушное пространство от Мыса Желания Новой Земли и Земли Франца-Иосифа до Петрозаводска и от Мурманска до Амдермы было надежно прикрыто авиацией и зенитно-ракетными войсками, контролировалось радиотехническими войсками. Надежный противовоздушный зонтик был развернут над всеми важнейшими военно-стратегическими и промышленными объектами, базами Северного флота. В современной России почти все эти силы и средства оказались лишними. Впору вывешивать лозунг: «Добро пожаловать в воздушное пространство России».

Правда, появилась обнадеживающая информация о том, что Минобороны уточняет план обороны страны. Специальная рабочая группа работает над новой структурой дислокации авиагарнизонов. Сеть военных аэродромов будет значительно расширена, и они будут располагаться в важных стратегических районах, близ крупных промышленных городов и предприятий, месторождений нефти и газа, а также вдоль транспортных и трубопроводных магистралей. Вместе с авиаполками в данных районах дислоцируют объекты воздушно-космической и противовоздушной обороны страны.

Сеть военных аэродромов расширят, и их общее количество возрастет с 27 до 150. Только что на них будет базироваться при нынешних объемах закупки авиационной техники, а если и будут самолеты, кому на них летать, если летные училища повсеместно посокращали? Но в любом случае мера своевременная и крайне необходимая.

Что касается американцев, то они оказались неплохими учениками. Они также прекрасно поняли, что проще сбить российскую баллистическую ракету на активном участке полета, нежели пытаться сбить маневрирующие боеголовки, отличив их от ложных целей, уже на подлете к территории США. Нашим «Тополям» и «Ярсам» система ПРО в Европе реальной опасности не несет. Иное дело, если противоракеты Соединенным Штатам удастся переместить к арктическому побережью России. Например, на эсминцах ПРО, оснащенных системой «Иджис». Америкой создан уже 21 противоракетный корабль, а новые строятся на верфях.

Размещение американского флота в северных морях с ракетами ПРО - это попытка пересмотра основ стратегического баланса между США и Россией, попытка нейтрализации российского ядерного потенциала.

Неслучайно на территории Норвегии, в Вардё, появилась радиолокационная станция «Глобус 2», она в комплексе с американскими кораблями, вооруженными антиракетами, которые могут быть размещены в нейтральных водах по трассе Северного морского пути, поможет гарантированно сбивать российские ракеты на разгонном участке траектории полета. Эта станция включена в глобальную американскую систему противоракетной обороны. Она позволяет «просматривать» почти полностью все приарктические районы Российской Федерации. США планируют выделить из бюджета ВВС 50 миллионов долларов на модернизацию радара «Глобус 2». В американском бюджетном документе «Глобус 2» рассматривается как компонента Space Situational Awareness (комплексного интегрированного восприятия и анализа космического пространства).

И как противодействовать этим фрегатам? Береговые ракетные противокорабельные комплексы по всему арктическому побережью не поставишь, да и дальность поражения этих ракет ограниченная. Большая часть экономической зоны России - нейтральные воды. США имеют полное право разместить там свои боевые корабли. Хотя Россия, Канада, Дания и Норвегия приняли внутренние законы, считающие часть арктических морей территориальными или внутренними водами, США и ЕС не признают эти законы, выступая за принцип свободного судоходства во всем Северном Ледовитом океане.

Упреждающие шаги

Перспектива появления в нейтральных водах Северного Ледовитого океана американских кораблей с антиракетами вполне реальна. И противодействовать им сможет ударная корабельная группа во главе с ТАРКР «Петр Великий». Ведь известно, что российские ракеты «Гранит» и противокорабельные «Москит», которыми вооружены наши надводные корабли, системами ПВО, находящимися на кораблях США, сбить практически невозможно.

Кроме этого нельзя забывать уроки истории. В августе 1942 года немецкому тяжелому крейсеру «Адмирал Шеер», который прошел в Карское море, практически нечего было противопоставить. В неравном бою у Диксона советский ледокол «Александр Сибиряков» был потоплен.

Вообще же присутствие в Арктике российских боевых кораблей является свидетельством наших национальных геополитических интересов в арктическом регионе. По мнению вице-премьера Дмитрия Рогозина, ближе к середине XXI века борьба за природные ресурсы приобретет «совсем нецивилизованные формы». Он отметил, что в тот период, когда он занимал пост постоянного представителя РФ при НАТО, тема Арктики звучала почти на каждом мероприятии альянса. В НАТО полагают, климат меняется настолько быстро, что льды в скором времени растают, а Северный морской путь станет абсолютно свободным для мореходства, в связи с этим альянс должен будет направить в эту зону свои корабли якобы для обеспечения безопасности гражданского судоходства.

Походами группы кораблей Северного флота во главе с ТАРКР «Петр Великий» в 2012 и 2013 годах Россия продемонстрировала готовность защищать наши интересы в Арктике, наши военные коммуникации военным путем. Можно говорить о налаживании постоянного патрулирования Северного морского пути.

«Петр Великий» летом прошлого года успешно провел стрельбы комплексами зенитного и артиллерийского вооружения. А затем отряд впервые в истории нашего ВМФ высаживал морской десант на необорудованное побережье острова Котельный, входящего в архипелаг Новосибирских островов, расположенный между морем Лаптевых и Восточно-Сибирским морем.

Главком ВМФ Виктор Чирков накануне недавнего выхода отряда кораблей Северного флота в Арктику заявил: «С целью поддержания российского военного присутствия в арктическом регионе отряд кораблей Северного флота в составе флагмана - тяжелого атомного ракетного крейсера «Петр Великий», двух больших десантных кораблей «Оленегорский горняк» и «Кондопога» с силами обеспечения (килекторные суда КИЛ-164 и «Александр Пушкин», танкер «Вязьма», спасательное буксирное судно «Памир», морской буксир МБ-100, судно обеспечения «Печора») совершат поход по трассе Северного морского пути к Новосибирским островам».

Этот отряд кораблей СФ выполнил ряд учебно-боевых задач в соответствии с планом по возобновлению регулярного присутствия кораблей ВМФ России в стратегически важных районах Мирового океана.

Ледокольную проводку отряда кораблей Северного флота осуществили четыре атомных ледокола - «Ямал», «50 лет Победы», «Вайгач» и «Таймыр» через районы со сложнейшей ледовой обстановкой в проливе Матисена и на подходах к проливу Вилькицкого, разделяющего полуостров Таймыр и архипелаг Северная Земля.

Арктика в планах НАТО

Понятно, что в свете заключенных «Газпромом» и «Роснефтью» с западными компаниями контрактов по разработке шельфа арктических морей хочется надеяться на мирное использование богатейших природных ресурсов арктического шельфа, на превращение Северного морского пути в активно используемый транзитный маршрут мореплавания по кратчайшему пути из Европы а Азию. Но веками подтвержденная истина свидетельствует, что сильный, но обделенный ресурсами всегда воспользуется слабостью соседнего государства, чтобы прибрать к рукам его богатства.

К слову, западные страны более чем серьезно относятся к защите своих нефтеносных районов. В 1996 году в качестве журналиста довелось слетать к берегам Англии на Ил-38 морской авиации Северного флота на поиски с воздуха авианосной ударной группы блока НАТО, которая участвовала в учениях «Северное сияние». Так вот, эти учения проходили как раз в районе нахождения буровых платформ, добывавших нефть шельфа Северного моря. Но любая активизация флота России в районах, на которые распространяются экономические интересы нашего государства, воспринимается в штыки.

За последние несколько лет значительно возросла учебно-боевая активность войск НАТО в Европе. Только в конце лета - начале осени этого года на территории, в водах и воздушном пространстве Норвегии прошло несколько учений. Нейтральные пока Швеция и Финляндия продолжают постепенно дрейфовать в сторону присоединения к НАТО, неслучайно в документах им присвоено наименование «привилегированный партнер».

В 2012 году силы НАТО провели арктические учения Cold Response 2012. В них приняли участие до 16 тысяч человек, боевые корабли и авиация Великобритании, Дании, Канады, Нидерландов, Норвегии, Франции, Швеции и США. Страны альянса и нейтральная Швеция отрабатывают взаимодействие в Заполярье. Накануне в канадской Арктике прошли маневры Arctic Ram с участием 1500 военнослужащих. Осенью в Норвегии состоялись воздушные учения Nordic Air Meet № 2.

Ежегодно силы НАТО отрабатывают взаимодействие флота, авиации, частей спецназа и морской пехоты в условиях Заполярья. Не преминула высказаться по поводу Севморпути бывшая госсекретарь США Хиллари Клинтон, которая отметила, что «монопольное право России на транзит в собственных водах - не вполне правильное явление». Эту позицию поддержало руководство Евросоюза.

В конце января 2011 года в Лондоне состоялся первый Североевропейский саммит, в котором приняли участие политические руководители Великобритании, Исландии, Швеции, Дании, Финляндии, Норвегии, Эстонии, Латвии и Литвы, где идея Норвегии о создании мини-НАТО по Скандинавии и Арктике нашла поддержку.

К богатствам Арктики проявляют интерес и страны, далекие от арктических морей. Среди них Китай. Китайский миллионер Хуан Нубо собирается стать владельцем 0,3% территории Исландии.

Учитывая государственную поддержку, наличие финансовых ресурсов и мощной промышленности, нет сомнения в том, что в ближайшие годы у Китая появятся новые мощные ледоколы. Еще более откровенно выразился китайский контр-адмирал в отставке Инь Чжо: «Арктика принадлежит всем людям мира, так как ни одна нация не обладает суверенитетом над ней». Китай, сказал он, должен также иметь долю ресурсов региона. Интерес к региону проявляли и другие страны - Япония, Южная Корея, Индия.

Эти действия вызывают ответную реакцию российского руководства. На саммите стран Баренцева Евроарктического региона, который прошел 3 и 4 июня 2013 года в городе Киркенесе, премьер-министр России Дмитрий Медведев предупредил: «Мы исходим из того, что всякие новые участники Североатлантического альянса, которые находятся вблизи нашего государства, в конечном счете все-таки меняют паритет сил, и мы на это вынуждены реагировать».

Россия, которая в первые постсоветские годы непродуманно сократила до неприличных размеров Северный флот, соединения противовоздушной обороны на Новой Земле, в Архангельске, на Кольском полуострове, бросила на произвол судьбы военные арктические аэродромы и военно-морские базы, погранзаставы, сейчас будет вынуждена наращивать свое военное присутствие в Арктике, тратя на это колоссальные средства.

Сегодня одного взгляда на карту мира достаточно, чтобы понять: все очаги напряженности и военных конфликтов сосредоточены там, где добываются нефть и газ. В Арктике углеводородов более чем достаточно.

Фото:
Юрий БАНЬКО.