Закончился учебный год. Для школьников наступили три месяца беззаботной жизни, ну а выпускники детских садов считают дни до начала нового этапа своей жизни - учебы в школе. Первого сентября первый звонок позовет на урок и маленькую Нику. Она первый ребенок в нашем регионе с диагнозом «синдром Дауна», который будет учиться в обычном классе общеобразовательной школы.

Открытые двери для «солнечных» детей

Названная в честь богини победы девочка своими достижениями полностью оправдывает имя. А помогает ей в этом ее мама - Елена Мищук. Именно она открывает двери, прежде закрытые перед детьми с особенностями развития. В 2009 году почти сразу после рождения дочки она основала некоммерческий благотворительный фонд «Помощь детям с синдромом Дауна «Ника». Его цель - помощь семьям, воспитывающим «солнечных» детей. Примером своей дочери Елена доказывает, что детки с особенностями в развитии могут интегрироваться в общество здоровых сверстников.

Сегодня практически все «солнечные» малыши ходят в обычные детские сады. А пионером в этом деле стала Ника. Девочке не было и двух лет, когда она стала посещать детский сад №129. Елена нашла специалистов, которые за счет спонсорских средств прошли обучение и стажировку в Москве. До сих пор один из них работает в детском саду логопедом. Девочка сначала посещала интегративную группу, большую часть которой составляли такие же малыши с особенностями развития.

- Это в корне неправильно, - рассказала Елена Мищук. - Соотношение должно быть таким: семь детей с нормой развития и трое с особенностями.

Интегративная группа в итоге распалась, и это обстоятельство огорчает Елену. Она считает, что на первой ступени обучения в детском саду посещение подобных групп необходимо. При этом они должны быть малокомплектными. В них дети с особенностями развития получают навыки самообслуживания, овладев которыми они уже могут переходить в обычные группы. Учитывая особенности развития «солнечных» деток, интегративные группы нуждаются в дополнительном сотруднике, который помогал бы кормить, одевать, укладывать спать малышей.

После распада интегративной группы Ника перешла в логопедическую. Там ее круг общения расширился, она стала любимицей воспитанников и воспитателей.

- Она несет в себе заряд позитива, учит любви и доброте других, - пояснила мама девочки.

На мой вопрос, не страшно ли отдавать свою особенную дочь в обычную школу, где она будет отличаться от остальных детей, Елена твердо ответила: «Нет». Женщина настолько оптимистично смотрит в будущее, что заражает своей уверенностью окружающих. Через минуту я тоже знала, что у Ники все получится и даже самые грубые подростки не смогут обидеть девочку.

- А как же взрослые? Учителя, родители других детей? Они готовы к совместному обучению? - уточнила я.

- Да, - искренне ответила Елена. - Ника очаровывает всех с первого взгляда. К тому же в школе ее будет сопровождать тьютор, то есть учителям не надо будет отдельно объяснять Нике материал. Не надо отвлекаться на то, чтобы сопроводить ребенка в комнату отдыха, когда она устанет. По сути, все заботы ложатся на плечи тьютора.

К выбору последнего Елена призывает отнестись с особой тщательностью. Необходимо не просто найти специалиста, который будет сопровождать ребенка, а такого человека, с которым у первоклашки сложатся доверительные отношения.

Найти специалистов для работы с детьми с особенностями в развитии в условиях массовой школы непросто. Их отсутствие - препятствие для развития инклюзивного образования в области. Но Елена доказала, что нет ничего невозможного.

- Когда мне сказали, что нет сотрудников, которые работали ли бы с особенными детьми, я ответила: «Значит, будут!» - вспомнила президент фонда. - Нашла и логопеда, и дефектолога, подобрала для дочки тьютора.

Лекарство - труд и общение

Не только детки могут успешно влиться в общество здоровых людей, это под силу и взрослым. Это доказал юноша Василий, над которым Елена оформила опеку. «Помогите Васе» - с такой просьбой несколько лет назад обратились неравнодушные граждане к президенту фонда. Юноше грозило пожизненное проживание в психоневрологическом интернате. С большим трудом Елена смогла изменить ситуацию в пользу молодого человека. Сейчас он живет вместе с ней и ее двумя дочками. Переезд в семью кардинально изменил судьбу Василия.

- Когда я его забрала, он говорил три слова, сейчас может высказываться предложениями, - с гордостью рассказала Елена. - Он изменился даже внешне, сбросил лишний вес, преобразился.

Конечно, немалую роль в этом сыграла забота близких, но и не последнее - трудоустройство юноши. Он работает дворником. Труд и общение положительно повлияли на социализацию молодого человека. А он, в свою очередь, делает этот мир добрее. Например, когда были сильные снегопады и Васе было сложно справиться с уборкой снега, жильцы дома не стали ругаться, жаловаться и звонить во все инстанции. Они просто вышли на улицу с лопатами и помогли юноше очистить двор.

На день рождения Василия Елена устроила ему сюрприз: расклеила листовки по микрорайону, попросив поздравить молодого человека. Просьба нашла отклик у соседей. Абсолютно незнакомые люди поздравляли юношу и дарили небольшие подарки.

Интеллектуальное развитие «солнечных» людей отличается от обычного. Но эти недостатки они полностью компенсируют исполнительностью и трудолюбием.

- Я никогда не видела, чтобы Вася праздно лежал на диване, смотрел телевизор, - пояснила Елена. - Он все время чем-то занят. С утра гуляет с собаками, потом идет на работу. Помогает по хозяйству, забирает Нику из садика.

Елена Мищук уверена, что в «солнечных» людях сконцентрированы нежность, тепло и забота. Они не требуют от окружающих материальных благ, а дарят свою любовь бескорыстно. У них отсутствует ген зла.

Страх - главный враг

По глубокой убежденности президента фонда, «солнечные» дети могут и должны учиться вместе с остальными. Им необходимо находиться в обществе, это стимулирует их развитие. Ни один дефектолог или логопед не даст особенному ребенку то, что он получает от общения с окружающими. Главную же проблему в развитии инклюзивного образования Елена Мищук видит не в бюрократических барьерах, отсутствии специалистов или материальной базы. Страх, который испытывают родители «солнечных» детей, мешает им двигаться вперед.

- Родители боятся, что у них ничего не получится, опасаются, что их детей обидят, - посетовала Елена. - Но я считаю, что родительская любовь выше обстоятельств.

Осенью Ника пойдет не только в обычную, но и в музыкальную школу. По специально для нее разработанной программе девочка будет учиться играть на фортепиано. Пример «солнечной» девочки-школьницы должен вдохновить родителей других особенных детей. А как преодолеть технические преграды, расскажет президент фонда. В его списках 25 семей из Мурманска и области. Елена Мищук консультирует по телефону родителей «солнечных» детей и из других регионов. Своим опытом и знаниями она готова делиться с каждым нуждающимся. Получить ответы на интересующие вопросы можно по телефону 88002221963 (звонок бесплатный) или в группе: https://vk.com/nbf_nika.