Кукла с белой тростью

На первый взгляд, ребятишки в этой школе обычные - так же носятся по коридорам на переменках, так же с интересом воспринимают посторонних людей. Хотя главу региона тут хорошо знают, ведь воспитанники СКОШИ № 3 не раз общались с нею на чемпионате «Абилимпикс» для детей с особенностями здоровья. Там она поздравляла с их достижениями, и вот - новая встреча. Поэтому принимали ученики и педагоги коррекционной школы № 3 Марину Ковтун как давнего доброго друга.

В первом кабинете, куда зашла губернатор, оборудована настоящая швейная мастерская. Это кажется фантастикой, но почти слепые, плохо слышащие дети после обучения здесь начинают уверенно кроить, сноровисто шить на машинке. Да еще и сочиняют для себя нарядные модели блузок, юбочек, костюмов, которые тут же и воплощают в жизнь. Под рукой у них специальные линейки и лекала, которые помогают моделировать будущие наряды.

- Что ты шьешь? - спрашивает Марина Ковтун у юного модельера Кристины.

- Шорты джинсовые. Это для меня.

- А как справляешься? Получается?

- Конечно, - улыбается девочка.

Будущие модельеры в швейной мастерской.

В стенах этой школы ребята не только приобретают знания и навыки будущей профессии, здесь их учат адаптироваться в окружающем мире. Это для здоровых не составляет труда открыть замок ключом, отодвинуть щеколду на окне, не глядя, застегнуть молнию или пуговицы на куртке. А слепой или слабовидящий ребенок должен всему этому научиться. Для этого в специальном кабинете создан деревянный макет дома, с дверью, форточкой в натуральную величину. А рядом - кукла в рост человека с косичками, в шапке, куртке, варежках. С теми самыми замками-молниями, кнопками и пуговицами, которые надо научиться открывать и застегивать. И с символом слепоты - белой тростью, которая будет помогать им впоследствии передвигаться по улицам. На языке специалистов это называется ориентировкой в отношении себя. Ребенок должен научиться обслуживать себя уверенно и довести движения почти до автоматизма.

Руками тоже можно петь

Директор школы Ева Садовская считает, что у глухих и слабослышащих детей свой мир. Но он не пустой, в нем тоже есть слова, только не такие, к которым мы привыкли. Особенности здоровья - глухота, слабое зрение - не мешают детям жить насыщенной творческой жизнью. На базе этой школы вот уже несколько лет успешно работает танцевальная студия «Жест», а от детского областного центра «Лапландия» действует объединение «Говорящие руки» - ребята исполняют песни под фонограмму... руками. Это жестовое пение. Чувствовать музыку, держать ритм им помогает то, что колонки ставятся на пол, и они чутко улавливают ногами и всем телом вибрацию звука.

Помните фильм Тодоровского «Страна глухих»? Как замечательно и пластично, абсолютно в такт танцевала там глухая девушка. Юные танцовщицы из СКОШИ № 3 тоже покоряют зрителей своими талантами. А еще здесь поют, рисуют, сочиняют сказки, участвуют в конкурсах творческих и спортивных.

Как живет школа сегодня, губернатор увидела своими глазами. Обучение здесь почти индивидуальное - в классе по пять-шесть человек. Жизнь и учебу детям с проблемами здоровья облегчают технические средства - от брайлевских дисплеев и пишущих машинок до специальных спортивных снарядов. Ребята занимаются адаптивной физкультурой для развития у незрячих пространственной ориентировки.

Четыре года назад здесь состоялась серьезная модернизация.

- Мы очень активно участвовали во введении федеральных государственных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья, - рассказала Ева Садовская. - В ходе реализации этой программы значительно укрепили свою материальную базу, обучили специалистов. Нам было выделено более девяти миллионов рублей на то, чтобы создать оптимальную доступную среду для слепых и глухих детей.

В этой школе все любят учиться.

Эту школу, где учатся дети с четырьмя видами нарушений здоровья - глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие (к тому же во всех категориях имеются ребятишки с умственной отсталостью), - без преувеличения можно назвать уникальной. Обучение ведется по восьми адаптированным программам. Много специализированного дорогостоящего оборудования, которое помогает воспитанникам в постижении наук. С его помощью они могут получить точно такое же образование, как и абсолютно здоровые сверстники.

Право учиться имеют все

В просторных стенах школы обучаются сегодня 162 ребенка со всей Мурманской области, около 70 из них проживают в интернате. Комнаты, где живут дети, уютные, просторные и очень аккуратные.

- Коррекционная школа № 3 - одна из семи подобных учебный учреждений у нас в области, - отметила министр образования и науки Наталия Карпенко, которая приняла участие в рабочей поездке губернатора. - Практически нет таких проблем в состоянии здоровья ребенка, с которыми бы не работали нынче в системе образования региона. А ведь несовершеннолетних с проблемами в нашей области немало - около 12 тысяч имеют те или иные ограниченные возможности здоровья, 1323 - инвалидность. Наша задача - создать такие условия, которые позволяли бы обучать детей даже с самыми сложными заболеваниями. Необучаемых быть не должно, все имеют право на образование, и мы его соблюдаем.

Книги рождаются на брайлевской машинке.

Во время визита губернатор Марина Ковтун не только познакомилась с учебным процессом, увидела и оценила уникальную аппаратуру и оборудование, но и узнала, о чем мечтают, кем хотят стать воспитанники школы. Кто-то из них грезит, оказывается, о профессии ветеринара, кто-то намерен стать писателем и уже пробует свои силы в творчестве.

- Это учреждение и уникальное, и востребованное, - поделилась своими впечатлениями Марина Ковтун. - Его коллектив накопил бесценный опыт. Наработки здешних педагогов-дефектологов успешно реализуются в наших социальных учреждениях. Можно сказать с уверенностью, что у нас уже создана система социализации детей: они получают здесь необходимые навыки. Сегодня я, к примеру, встретила двух девочек, с которыми познакомилась еще несколько лет назад, когда они были в специализированном детском саду. Прекрасные девчушки! Хотя у одной слабое зрение, а вторая вообще не видит, они очень бойкие, энергичные, смелые. И ставят перед собой амбициозные задачи, имеют планы на будущее и ярко выраженные творческие способности.

По мнению губернатора, все это результат работы педагогов школы, внедрения в жизнь их уникальных практик, которые они применяют в обучении детей. Конечно, школа великолепно оснащена. Но самая умная аппаратура, самые новые технологии не смогли бы помочь этим ребятишкам без профессионализма и чуткого, внимательного отношения окружающих их людей.

Сегодня одна из задач в регионе - выстроить единую цепочку: детский сад - школа - профессия для особых ребят. В государственных областных образовательных учреждениях по 30 программам среднего профобразования обучаются уже 119 студентов с особенностями здоровья. К примеру, в Мурманском колледже экономики и информационных технологий создана базовая организация, которая обеспечивает поддержку региональной системы инклюзивного профессионального образования инвалидов. На ее развитие за два минувших года выделено более пяти миллионов рублей из средств федерального и областного бюджетов. Также в 2018 году Мурманская область продолжит участвовать в реализации программы мероприятий государственной программы РФ «Доступная среда». Общий объем финансирования программы в нашем регионе составит более пяти миллионов рублей.