Для профессионального образования инвалидов в стране создана структура в виде федерального методического центра и базовых профессиональных образовательных организаций (БПОО). В 2016 году проведен отбор заявок от субъектов РФ для создания БПОО. Наша область вошла в число победителей. Базовой организацией стал Мурманский колледж экономики и информационных технологий. На эти цели он получил средства из федерального бюджета. Включая участие региона в софинансировании, общая сумма составила 2,181 миллиона рублей.

- Мы начали создавать условия для обучения инвалидов с 2013-го, и каждый год что-то добавлялось. Сейчас у нас безбарьерная среда от въезда на территорию и дальше - в учебный корпус, раздевалку, аудитории, - рассказывает директор колледжа Вячеслав Малков.

Установлены пандусы, поручни, убраны пороги, произведена маркировка на дверях для ребят с проблемами зрения и так далее. Все это Вячеслав Малков и его заместитель Иван Шохин, осуществляющий руководство Центром инклюзивного образования БПОО, показали мне во время экскурсии по зданию.

Тут и санитарно-бытовые помещения, специально оборудованные для инвалидов; раздевалка при спортзале с душевой комнатой, также приспособленной для людей с проблемами здоровья; широкие дверные проемы, подъемник, который приобрели недавно, и так далее. Все это обеспечивает комфортное пребывание инвалидов в колледже. Есть и комната реабилитации, с мягкими диванами и креслами, где ребята могут посидеть в тишине, отдохнуть.

В настоящее время в колледже обучается 24 инвалида. Еще один, бывший выпускник, трудится здесь на полставки бухгалтером. Ему согласно всем требованиям оборудовано рабочее место. Для студентов с инвалидностью предусмотрено бесплатное питание. Они получают социальную стипендию, которая не зависит от успехов в учебе. Так что если постараться и не иметь задолженностей, то можно заработать еще и обычную стипендию. Кроме того, согласно федеральным государственным стандартам СПО существует возможность увеличивать срок получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: по профессиям - не более чем на полгода, по специальностям - не более чем на 10 месяцев.

Оборудованы соответственно и классы. Имеются компьютерные столы, за которыми удобно работать колясочникам. Есть приставки к компьютерам, дополнительно оснащенные для слабовидящих и тех, кто плохо слышит. Приобретены стол с микролифтом, регулируемые парты, электронные книги. 25 педагогов прошли обучение по программам повышения квалификации в части инклюзивного образования.

Студенты учатся в общих группах независимо от инвалидности. Они по мере сил вовлечены в общественную жизнь, а в конкурсе профессионального мастерства «Абилимпикс» не только участвовали в региональном этапе, но в составе сборной представляли наш край в Москве на II национальном чемпионате среди людей с инвалидностью. В компетенции «Экономика и бухгалтерский учет» заняли второе место, в «Разработке программного обеспечения (программирование)» - пятое.

О том, сложно ли заниматься в колледже, мне рассказали первокурсницы Кристина и Алена. Они мурманчанки, обе с инвалидностью. Учатся на бухгалтера и специалиста по налогообложению. Учиться трудно, признались девушки. Но сдаваться не собираются, усердно грызут гранит науки. В группе отношения с ребятами хорошие. Мурманчанки хотят участвовать в разных мероприятиях, наслышаны о волонтерском движении. Думаю, при таком настойчивом желании учиться и общаться со сверстниками девчата  добьются желаемых результатов.

Задача колледжа экономики и информационных технологий как базовой  профессиональной образовательной организации - создание условий для функционирования региональной системы инклюзивного профобразования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. А это значит, и в других городах и районах молодые северяне с инвалидностью могли бы иметь доступ к среднему профессиональному образованию. Сейчас идет формирование нормативно-правовой, учебно-методической, материально-технической, информационной базы, чтобы содействовать в этом плане работе других колледжей. И тогда возможным станет индивидуальный образовательный путь для студентов с инвалидностью и ОВЗ вплоть до дистанционного обучения.

В прошлом году в устав МКЭиИТ внесены изменения о праве вести образовательную деятельность по сетевой форме, в том числе для учащихся других учреждений. Вообще же колледж имеет опыт использования дистанционного обучения для организации самостоятельной работы студентов, подготовки к олимпиадам, соревнованиям, конкурсам, что дает юношам и девушкам возможность выбора темпа работы, последовательности изучения темы. И уже запланирована работа по адаптации учебных и методических материалов для инвалидов при использовании дистанционных технологий.

В настоящее время в 16 профессиональных образовательных организациях нашего края учится 61 человек с ограниченными возможностями здоровья, 24 из них в МКЭиИТ. В остальных по 2-3 человека.

Ну а на средства, полученные из федерального и регионального бюджетов для деятельности БПОО в 2017 году, планируется оборудовать специализированными тренажерами спортивный и тренажерный залы, сменить там напольное покрытие. Также предусмотрены модернизация материальной учебной базы для участия молодых северян в соревнованиях «Абилимпикс», повышение квалификации педагогов и организация рабочих мест для студентов с проблемами опорно-двигательного аппарата.