- Сегодня мы говорим на английском, американцы учат нас, а через неделю меняемся ролями, говорим на русском и уже им помогаем практиковаться, - Александра Бурцева, замначальника отдела международного сотрудничества Мурманского государственного гуманитарного университета, рассказывает о системе телемостов с университетом американского города Коламбус, штат Огайо. С марта прошлого года студенты раз в неделю проводят друг для друга уроки по скайпу.

Обучать друг друга - старый проверенный метод, но когда две стороны разделены океаном, на помощь приходит Интернет. По опыту преподаватели знают, помимо разрушения барьеров географических, он стирает и психологический. Если видишь иностранца на экране, говорить с ним проще, о комплексах забываешь быстрее. Тем более возраст собеседников примерно одинаков, ребят объединяют общие интересы и проблемы.

- С нашей стороны в телемостах участвуют студенты различных курсов факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций, - поясняет Татьяна Лисицына, доцент кафедры английского языка и английской филологии. - Для них это незаменимая языковая практика и возможность потренироваться в качестве преподавателей.

Загонять на телемосты добровольно-принудительно не приходится. Впрочем, количество участников все равно ограничено десятком, иначе за 60 отведенных минут каждый просто не успеет включиться в работу. С американской стороны интерес неменьший, а то и больший. В основном по ту сторону экрана студенты-филологи и международники. Но есть люди, которым просто интересен язык. Мои собеседницы в один голос восхищаются пятидесятилетним афроамериканцем Тедди, блестяще владеющим русским. К слову, по профессии Тедди, записавшийся на телемосты, как только услышал, что они проходят в его городе, вовсе не филолог, а... ветеринар.

- Им действительно интересна русская культура, - объясняет Александра Бурцева активность партнеров. - Да, они хотят читать Достоевского в оригинале. И уже читают! Спенсер Робинсон - координатор проекта со стороны США - наверное, гениальный педагог. Его ребята, которые учат язык не более 3 лет, владеют речью великолепно.

Проходят телемосты так: загодя предлагаются темы для обсуждения, после чего сторона, которая проводит следующий семинар, несколько дней готовит задания, отсылает партнерам, а уж затем в условленный час открывается дискуссия. Темы самые разные: образование, роль общественных объединений в России и США, политика в Арктике, веганство, религия...

Пятикурсница Дарья Чайникова уверяет: благодаря проекту узнает много нового не только в рамках языкового курса, но и в самых разных сферах:

- При подготовке к мосту приходится лопатить уйму информации по теме, обращаться к научным журналам, как это было, когда обсуждали экологию.

- Сначала встречи проводили дважды в месяц, но потом американцы предложили сделать их еженедельными, - рассказывает Юлия Коршунова, координатор программы «Коларктик». - В итоге все ребята подружились, принялись переписываться.

- Мы действительно стали ближе, - говорит Дарья. - Когда обсуждали религию, заранее пришлось корректировать задания, чтобы не показаться бестактными, ведь американцы считают это очень интимным вопросом. Но к концу беседы легко и просто обсуждали, кто планирует сочетаться браком в церкви, а кто крестить детей...

Интерес к проекту уже проявили норвежцы из университета Тромсё, где еженедельно проводятся русские круглые столы, а также киркенесский центр образования взрослых - рассматривают возможность поучаствовать. Телемосты с американцами продолжатся, едва начнется новый учебный год. О желании присоединиться к ним уже заявили студенты других вузов и школьники.

Татьяна БРИЦКАЯ