Это страшное слово «ремонт». Не зря его сравнивают со стихийным бедствием, а также говорят, что легче остановить, чем завершить. Но как бы мы ни относились к перемене облика наших квартир, рано или поздно наступает это поистине «черное» время ремонта. И дело здесь вовсе не в перестановке мебели. Одна из важнейших проблем - поиск мастера. Здесь могут помочь друзья, поделиться полезными телефонами. Хуже, если приходится действовать, отыскивая спецов в газетах объявлений или на сайтах. Вторая проблема - покупка и доставка стройматериалов.

Прятки с переодеванием

Оставим пока поиски мастеров и займемся покупками. В один из крупных строительных супермаркетов Мурманска я приехала с довольно длинным списком: стеновые панели, листы гипсокартона, саморезы, жидкие гвозди, мешок штукатурки, выключатели, розетки и много чего еще. Первым делом направилась в отдел, где нужно было приобрести крупногабаритные вещи. Самое сложное - выбрать расцветку. Спасибо продавцам, отправили на склад посмотреть, как панели выглядят вживую и в натуральную величину. Кладовщики безропотно показали товар, я вернулась в магазин, оплатила покупки и их доставку и пошла в отдел самообслуживания за розетками и выключателями.

Ключевое слово в предыдущем предложении «самообслуживание». Минут 20 я бродила в поисках. Нашла почти все, кроме рамок для выключателей.

- Вы продавец? Помогите, пожалуйста, - подбежала я к человеку в синей униформе.

- Вы ошиблись, продавец в красном комбинезоне, - было мне ответом.

Еще полчаса метаний по отделу результатов не дали: ни одного человека в красном. Вспомнив о заказанной доставке, уехала с пустыми руками домой: приеду за выключателями завтра, пока что нужно встречать уже сделанные покупки.

Общение с сотрудником грузового такси также не задалось с самого начала. Мужчина не хотел даже вытаскивать заказы из кузова.

- Я не грузчик, делайте все сами, - сказал он.

Аналогичный ответ был и на мою просьбу помочь занести панели и 30¬килограммовый мешок в квартиру, причем за дополнительную плату.

- Быстрее забирайте свои вещи и расплачивайтесь, мне некогда, - ворчал водитель. Тут, как говорится, во мне взыграло ретивое.

- Поправьте, если ошибаюсь. Насколько знаю, я оплачиваю час вашей работы, так что время еще есть. Пойду попью чаю, вернусь минут через 30-40, а вы ждите, - ответила я ему.

Конечно, заявление наглое, но если мужчина столь принципиален, знает свои права и обязанности, почему я должна идти у него на поводу и разгружать машину? Ведь мне тоже известно, за что именно я плачу деньги. Ситуацию спасла приехавшая в гости мама. То ли она произнесла какое-то волшебное слово, то ли мужчина осознал реальность перспективы моего чаепития, но спустя минут десять все покупки были в квартире.

На следующий день я вернулась в магазин за выключателями и розетками. Прошлась вдоль уже знакомых стеллажей, быстренько набрала в корзинку покупки и стала искать человека в красном комбинезоне, чтобы помог найти остальные необходимые товары.

- А я не продавец, продавцы в синей униформе, - ответил молодой человек.

Да что ж такое-то! Расцветка костюмов меняется каждый день, не угадать. Минут через пятнадцать нашла нужного человека. Он проверил по компьютерной базе и сообщил: рамок для выключателей желанного черного цвета нет. Хорошо, согласна на темно-коричневые. В таком колере не оказалось двойных розеток, причем ни в этом магазине, ни в других этой сети. Дефицит? Но в отделе несколько стеллажей сплошь увешаны выключателями, розетками и рамками.

- Давайте решим по-другому, какого цвета есть все, что мне нужно? - предложила я компромисс.

- Бежевые, - ответил продавец. И мы пошли наполнять корзинку. Некоторые штучки-дрючки молодой человек доставал с невиданной верхотуры, залезая на стремянку, другие обнаруживались в коробках, спрятанных на полу под стеллажами. И это, как мы помним, в отделе самообслуживания. Интересно, кто из покупателей догадается заглянуть под потолок магазина или пошарить под стеллажом?

...И ручки со стразами

Ну а теперь вернемся к мастерам. Не знаю, как остальным людям, а мне на них везет как утопленнику. Одного - для замеров и установки дверок в кладовку и стенной холодильник - нашла в фирме. Поразил первый же телефонный разговор с ним: мастер в течение получаса рассказывал, как бы он оформил холодильник, причем ему было все равно, что эта схема абсолютно не подходит к моей кухне.

При осмотре «фронта работ» мужчина все понял, снял размеры и ушел в фирму. Я должна была зайти попозже и оплатить счет. Не знаю, почему мне пришло в голову спросить про ручки. Их мой мастер, оказывается, тоже выбрал самостоятельно. Да не абы какие, а золотистые, блестящие, не хватало только прикрепить к ним разноцветные камешки да стразы! На вкус и цвет, конечно, товарищей нет, но хоть бы поинтересовался моим мнением. В итоге ручки перезаказала.

Работал без нареканий, только уж очень много говорил - прикидывал, как он бы сделал ремонт в моей квартире, какого цвета должны быть обои, сколько необходимо лампочек и какой мощности... Доводы, что это мое жилище и мне здесь жить, в расчет не брались. Тогда я впервые захотела убить человека или стукнуть чем-то тяжелым.

На прощание мастер сказал, что больше ко мне никогда не придет, в ответ услышал, что больше я его и не позову. Потом звонили из фирмы, интересовались качеством его работы и, что примечательно, не удивились такому отношению к сотруднику.

Завершающий этап ремонта - штукатурка, наклеивание обоев и замена линолеума. Оказалось, не так-то просто найти подходящего мастера, хотя выбор их велик. К примеру, мужчина, взявшийся за смену линолеума, за пару дней до начала работы звонил мне несколько раз на мобильный около пяти утра.

В десятом часу я перезвонила, трубку взяла его супруга, судя по голосу, навеселе, и, увы, не смогла объяснить, что им от меня требовалось в такую рань.

Все дело в тракторе

Следующим кандидатом в мастера стал муж знакомой.

- За выравнивание стен, оклеивание и замену линолеума возьму тысяч 12-15, - сказал Андрей. - Что еще нужно? Два мешка по 30 килограммов штукатурки и 20 килограммов шпатлевки. Для полов вы линолеум уже купили, больше ничего, клей я свой принесу. Плинтус? А, да, нужен, но я без рулетки, потом посчитаю, сколько надо.

Мне итоговая сумма показалась великоватой, тем более приятельница гарантировала, что со своих парень берет меньше. Плюс смущало, что мастеру пришлось подсказывать, какие именно необходимы материалы. В итоге, еще раз все перепроверив, я поняла, что ошиблась: мне нужно не выравнивать стены, а штукатурить, это должно снизить цену! Ан нет.

- Мы же с вами договорились на 15 тысяч, цена не меняется, а вот докупить вам надо будет только 10 килограммов штукатурки, - ответил Андрей.

Поняв, что с этим человеком не по пути, продолжила поиск мастеров в Интернете. Нашла девушку Зину. Она взглядом профессионала окинула кухню и коридор, сказала, что за малярно-штукатурные работы возьмет шесть тысяч рублей. Еще тысячу я заплачу ее знакомому слесарю, который демонтирует старую мойку. Отлично.

Молодой человек появился на следующий день, отключил воду, а вот Зина, которая обещалась быть через пару часов, так и не явилась. На мой вопрос она ответила нечто невнятное, дескать, смотрит за каким-то трактором, который убирает снег, как соберется ко мне - позвонит. Звонка до сих пор нет.

Три недели с Василием

Так как жить без воды на кухне сложно, нашла еще одного мастера во Всемирной паутине. Им оказался Василий, раньше занимавшийся ремонтами, а теперь помогает людям изредка и за символичную плату. Поначалу он произвел очень приятное впечатление: говорил со знанием дела, за пару часов превратил одну стену кухни практически в идеально ровную, (после отбивания кафеля она была в ужасном состоянии).

Доводы, что это мое жилище и мне здесь жить, в расчет не брались. Тогда я впервые захотела убить человека или стукнуть чем-то тяжелым

Почти после каждого своего действия Василий подметал и мыл пол, да так усердно, что в один прекрасный момент сломал веник. Правда, работал он долго: приходил только вечерами, когда я вернусь с работы, да и сразу предупредил, что лучше делать медленно, но качественно.

А потом понеслось: закатил истерику из-за того, что лист ДСП мне неправильно распилили, не по его схеме, потом вдруг решил, что не нужно класть линолеум в дверном проеме, наклеил обои рядом с окошком, соединяющим ванную и кухню, так, что половина стекла перекрыта бумагой, отрезал обои так, что видна голая стена, и в довершение снял зачем-то карниз для штор.

Как-то вечером, ближе к полуночи, его осенило: я совершенно напрасно не купила клей для линолеума и ленту. На следующий день утром пришел - первый же вопрос про клей. Покорно собралась на поиски. В магазине сказали, что не понимают, что такое лента для линолеума. Звоню Василию, а он мне сообщает, что уже ничего не надо, он приклеил жидкими гвоздями, которые отыскал у меня дома. Надо ли говорить, с каким настроем и скоростью я бежала домой?

- Я поклеил обои, давайте рассчитаемся, - заявил Василий спустя три с половиной недели.

- Давайте сначала пройдемся по недочетам, - ответила я. - Обои криво отрезаны, линолеум неровно постелен. А как же плинтус? И вообще, вы не повесили на место карниз.

Василий вздохнул, сказал, что все сделает через пару дней, когда я куплю плинтус. Надеюсь, после этого больше мы с ним не увидимся. Хотя он порывался еще и установить мне кухню, дескать, электролобзик у него есть, и он уже сделал себе из столешницы подоконник на лоджии. Почему-то я ему отказала.

Екатерина АНДРЕЕВА