Коренной петербуржец, блокадник Илья Резник, хоть и давно считается москвичом, приехал в родной город на премьеру мюзикла «31 июня» в театре «Карамболь». Судьба повернулась так, что именно Илье Рахмиэлевичу выпал счастливый шанс поработать вместе с руководителем театра Ириной Брондз и легендарным советским композитором Александром Зацепиным над сценической версией мюзикла «31 июня», созданного по мотивам любимого многими поколениями телефильма. Проект рождался в трудах, и едва ли не самым сложным оказалось получить авторские права у наследников Джона Пристли. Однако все трудности позади, и на премьере сияющие Зацепин, Резник и Брондз принимали букеты от поклонников и поздравления критиков и коллег.

- Какие песенные номера, известные и новые, вошли в ваш мюзикл?

- Основой стала музыка, которую Александр Зацепин создал в свое время к фильму «31 июня». Звучит несколько песен из репертуара Аллы Пугачевой, но большая часть - все-таки новая музыка нашего маэстро (сейчас Зацепин живет в Париже. - Прим. авт.). Представлена музыка самых разных жанров. Звучит много песен на стихи Леонида Дербенева, есть мелодии на стихи Риммы Казаковой, Юрия Энтина, а все остальное - новый материал, над которым мы работали рука об руку с Александром Сергеевичем. Это мюзикл театральный, а театр и кино - вещи такие разные.

Это мое третье пришествие в театральный Петербург. Первое было в 1980 году на сцене ленинградского мюзик-холла, тогда вместе с режиссером Ильей Рахлиным мы сделали спектакль «Москва олимпийская», где я был сценаристом. Второе пришествие, столь радостное для меня, материализовалось в форме спектакля «Шизгара», который шел в течение семи лет на сцене театра им. Комиссаржевской. И вот сейчас - «31 июня». С Ириной Брондз мы встретились в Ялте и приступили к работе, переписываясь и перезваниваясь. Затем все собрались в Петербурге.

- Вы недавно провели вечер духовной поэзии в Москве. Резник и духовная поэзия - прямо скажем, необычное сочетание.

- Этот вечер для меня самого - событие во многом неожиданное. Мои стихи со сцены московского Дома музыки читал вахтанговский актер Евгений Князев, их исполняли хор имени Пятницкого, патриарший мужской хор Свято-Даниловского монастыря, Тамара Гвердцители. А Иосиф Кобзон исполнил «Мой путь», русскоязычную версию шедевра Фрэнка Синатры. Выступали и детские хоры. Никакой попсы! Конечно же, это отдушина.

Кстати, в ближайшее время в Киеве в издательстве «Розумна дитина» выходит книга детских стихов «Маленькая страна». Еще одна книга получилась после того, как замечательный карикатурист Владимир Мочалов нарисовал к каждой моей басне новый сюжет, и из этого получилась книжка в новом жанре. Шлягеры, попса - это все на поверхности, они дают узнаваемость, но редко обогащают внутренний, духовный мир.

- Где-то год назад я зашел на ваш сайт, который, честно говоря, больше напоминал сводку с полей сражений: вы были недовольны тем, как многие звезды эстрады и телевидения обошлись с вашими песнями, грубо нарушая авторские права, вы были недовольны телевидением, которое бесцеремонно вторгалось в вашу личную жизнь. И невольно подумалось: стоит ли Резнику тратить столько сил и времени на борьбу с этими ветряными мельницами? Дело поэта - писать стихи.

- Вот этим, собственно, я и занимаюсь. Маски сорваны, нет смысла искать виновных и правых, лучше посвятить себя творчеству. С моей замечательной женой и продюсером Ириной мы живем за городом. Живем с собаками, кошками, а не с новостями по телевидению. И это очень успокаивает и вдохновляет.

- Теперь сочиняете музыку крупных жанров?

- Вместе с франко-итальянским композитором Риккардо Коччианте (автор шедевра - мюзикла «Нотр-Дам де Пари») мы написали оперу «Декабристы». Три месяца счастливой работы... Я написал сразу сорок номеров на темы Петербурга, русского офицерства, любви и, конечно, Сибири. Произведение готово и ждет своего продюсера, режиссера. Это масштабный проект, мы никуда не торопимся, но понимаем, что бесконечно тянуть тоже не стоит, очень рассчитываем на поддержку, заинтересованность властей. В любом случае мне, как автору, не стыдно за эту работу и смею надеяться, что в итоге «Декабристы» найдут путь к зрителю.

- Расскажите, чем занимаются ваши взрослые дети?

- У Максима недавно была премьера в театре на Малой Бронной. Труппа антрепризного спектакля, состоящая из Сергея Шакурова, Даниила Спиваковского, Игоря Угольникова и Альбины Джанабаевой, играла пьесу «Лилуша», по сути дела, написанную сыном, - адаптация французской пьесы, от которой осталась максимум десятая часть. Вы можете себе представить французскую пьесу, где лежит пьяный герой Шакурова и поет: «Ой, мороз, мороз…» - путая слова?!

Несколько лет назад я привлек сына к созданию новой редакции оперы-мистерии «Черная уздечка белой кобылицы», которую мы написали в 1976 году с композитором Юрием Шерлингом для Театра сатиры, пьеса шла два года. Сейчас в Барнауле еще одна премьера. Сам Максим написал четыре пьесы, которые уже рассматривают разные театры.

У дочери Алисы тоже прорыв в творчестве. Пять лет назад она вдруг стала заниматься фотографией, я ей подарил хорошую камеру. В прошлом году проходил двадцатый ежегодный, грандиозный конкурс европейских фотографов, на котором Алиса стала победительницей. Сейчас ее выставки устраивают в Италии, Франции, Испании, Англии и Германии. Она выбрала тему андеграунда - жизни нищих, отверженных. Летала в Камбоджу, снимала детей. Но денег, говорит, это не приносит.

Сын Артур в Америке занимается веб-сайтами. Дети выросли, но я всем помогаю, хотя им по 30-40 лет. Мы пытаемся держаться с моей любимой супругой Ириной. Мы вместе уже пятнадцать лет, и Ирочка стала той самой единственной музой. И боженька нам помогает…

- Занимаетесь ли вы сейчас детскими проектами?

- Конечно, потому что я - художественный руководитель детского ансамбля пограничной службы ФСБ «Зеленые фуражки». Мы организовали коллектив год назад, и за это время дети уже четыре раза выступали в Кремле, пели на торжественных приемах. Я пишу им новые песни, они занимаются чуть ли не каждый день.

Это не коммерческая история, в отличие от почти всех детских коллективов, где родители платят деньги. И мы с женой тоже работаем на общественных началах, абсолютно бесплатно. У нас удивительные ребята с чистыми и восторженными глазами.

Михаил АНТОНОВ