- Я больше всего рада, что Крым снова стал частью России, потому что благодаря этому здесь нет войны, - поделилась со мной случайная знакомая на керченском пляже. Каждый год она прилетает в Симферополь, гостит у родственников, а потом на автобусе едет в Керчь к друзьям. Маршрут, надо сказать, в настоящее время наиболее оптимальный и наименее утомительный. Поэтому женщина и не знала, что не начавшаяся в Крыму битва в разгар летнего сезона шла на подступах к нему - между отпускниками в очереди на переправу.

Какой вояж без драки?

После отмены поездов, следовавших из России на полуостров через территорию Украины, в Крым можно добраться на самолете, катамаране и пароме. На поезде «Москва - Симферополь», который начал ходить буквально вчера, пассажирам тоже придется преодолеть керченскую переправу, но без вещей: их можно будет оставить в вагонах, которые доставят на другой берег на отдельном пароме.

Понятно, что крылатые машины - самый оперативный вид транспорта, позволяющий не потеть в салоне рейсового автобуса и не торчать в очереди в порту. Но мы, к сожалению, не дождались нового прямого рейса «Мурманск - Симферополь». С пересадками же сейчас самый дешевый путь по воздуху обойдется примерно в 12-13 тысяч рублей с 14-часовым ожиданием в Домодедове или 11-часовым в Пулкове. А самая удобная стыковка, которая позволит потратить на дорогу не больше десяти часов, будет стоить от 16 до 30 тысяч.

Альтернатива есть. Для начала нужно добраться в Краснодарский край. Транспорт - на ваш выбор. Не самый востребованный, но все же вариант - катамаран, который отходит из Анапы и следует в Ялту с остановкой в Феодосии. Общая продолжительность пути шесть часов, до промежуточного пункта - три. Взрослый билет до Ялты стоит 2700 рублей, а детский 1350. До Феодосии цены в два раза ниже. Ходит катамаран раз в сутки и вмещает до 300 человек.

Есть еще один новый «зверь» под названием единый проездной билет - для тех, кто едет в Крым на краснодарском или анапском поезде и автобусом через паром до одного из городов полуострова. Можно ехать и не по единому, а по простому, а там уже самостоятельно купить билет на рейсовый автобус к другому берегу. Но этот путь также пролегает через паромную переправу. Пусть автобусы и пускают вне очереди, все равно это не дает гарантии, что по единому или простому билету на полуостров вы попадете без задержки в несколько часов.

Так или иначе, почти все дороги ведут в порт к парому. Ну а если путешествуете на авто, то никаких альтернатив керченской переправе просто нет. Именно такие отдыхающие и теряют часы и даже дни долгожданного отпуска в очереди на паром. В середине июля эти очереди достигали 2,5 тысяч автомобилей в сутки.

Коллега, который отправился в Керчь на неделю раньше по привычному маршруту - самолет «Мурманск - Анапа», затем такси в порт и паром, рассказал, что проторчал на переправе три часа и насмотрелся, как автомобилисты, простаивающие в многокилометровой пробке по двое-трое суток при 30-градусной жаре, затевают драки с теми, кто лезет без очереди, бьют стекла и даже переворачивают машины. Видимо, все они думали, что с исчезновением границы добираться к месту отдыха станет легче.

Долой сарафаны и туфли!

Когда 22 июля я сама отправилась по тому же маршруту, по дороге в порт спросила таксиста об обстановке.

- Нет, сейчас уже по трое суток не стоят, - ответил он. - Я каждый день сюда кого-то вожу и вижу, что очередь стала гораздо меньше, чем две недели назад. Появился большой греческий паром и разгрузил переправу. Теперь стоят часов по десять, не больше. Хотя, кто в стареньких машинах без кондиционера, наверное, мучаются сильно на такой-то жаре. Но я вас все равно подвезу к порту с другой стороны, там нужно будет перейти через железнодорожные пути и пройти пешком метров пятьсот, а иначе нам либо в пробке придется стоять, либо вам по дороге нужно будет идти километра три - не меньше.

По пути он показал, где были установлены палатки для размещения следующих в Крым туристов, а где кафешки и киоски, организовавшие горячее питание для автомобилистов и продажу предметов личной гигиены. Некоторые - те, что ближе к переправе, - до сих пор там стояли, поэтому вряд ли кто-то испытывал недостаток в кофе, лимонаде, самсе или хот-догах. Биотуалеты и контейнеры для мусора, установленные через каждые 200 метров, увозить никто и не собирался - а вдруг в августе начнется новая волна отпускников на машинах, да и капризы погоды точно гарантируют новые очереди.

Распрощавшись с таксистом, который помог мне перенести чемодан через пути, я шла по дороге последние полкилометра до кассы порта вдоль вереницы машин. Почти сразу начав истекать потом под палящим солнцем, порадовалась, что не обременена железным конем. Часы ожидания в машине, на капоте которой можно жарить яичницу, в мои планы не входили.

Очереди за билетами на паром, отправляющийся к заветному берегу каждые

30 минут, почти не было. Заплатив привычные 160 рублей, я направилась к причалу, искренне радуясь отсутствию пограничного контроля. Думала, без него процесс пойдет гораздо быстрее. Не тут-то было. Перед запертыми воротами стояла толпа людей, и то и дело раздавались крики:

- Когда уже пускать-то будут?

- Кому билет показывать?

- А у вас единый или простой?

Минут через 20 за воротами появился человек, громко объявивший, что первые 150 человек должны будут пройти на соседний причал, остальные попадут на тот берег на большом греческом пароме, который уже подходит к берегу. Тут ворота открылись.

Хотела я того или нет, но каждый в этой толпе, похоже, намерен был оказаться в числе первых полутора сотен, и поток людей, толкаясь и наступая на пятки, просто понес меня в сторону соседнего причала. Перетаскивая свой большой чемодан через рельсы, кочки и ямы на пути к парому, я проклинала себя за любовь к сарафанам, босоножкам и косметике для загара, которые везла с собой. Знала бы, какие приключения предстоят, купила бы все на месте.

А самолетом все же лучше

Обычно погрузка проходит одновременно на три парома. «Анненский» принимает железнодорожные вагоны (преимущественно цистерны с топливом), «Керченский-2» и «Ейск» - авто и людей. Есть еще два греческих - «Ионас» и «Олимпиада», они вмещают больше шести сотен человек и 160 легковых машин на двух палубах (у «Керченского-2» и «Ейска» одна палуба для машин, вторая для пассажиров).

Увидеть название своего парома я не успела, думала только о том, как бы дойти до него живой. Но, судя по количеству людей и аскетичным удобствам, это был один из «старичков». Подъем по узкому крутому трапу с чемоданом на верхнюю палубу, к счастью, стал последним испытанием в этот день.

Полчаса хода - и мы в Керчи. Небольшая толкотня перед выходом с парома уже ничего не значила.

А вот какие чувства испытывали автомобилисты, представить сложно. Разумеется, они были рады окончанию всех мучений, но ведь через какое-то время всем им предстоит проделать тот же путь в обратном направлении. В августе порядка 16 тысяч авто, будут возвращаться на материковую часть России. Пик по отъезду туристов ожидается с 10-го по 20-е число. Но об этом подумали и керченские власти. Как сообщается на сайте местного горсовета, на Керченской паромной переправе будут запущены две накопительные площадки для автомобилей общей вместимостью 3,5 тысячи мест.

И.о. мэра Керчи Роман Романов заверил, что на площадках будут созданы все условия для комфортного ожидания - три точки горячего питания, детская площадка, биотуалеты, места для сбора мусора. Кроме этого, управлению здравоохранения дано задание привлечь бригаду скорой и организовать круглосуточный пункт для оказания первой помощи.

Кажется, обратная дорога для отдыхающих должна стать не такой тяжелой, как путь в отпуск, но все же рада, что назад я лечу из Симферополя, минуя все паромные приключения.

Кстати

Вчера первый прямой поезд отравился из Симферополя в Москву и такой же состав - из Москвы в Крым. Восемь плацкартных и один купейный вагон вместе с пассажирами должны проехать через Керченский пролив.

До переправы отдыхающих доставит автобус, а на другой берег - паром. Железнодорожный паром перевезет вагоны, пока пассажиры побудут в оборудованных местах отдыха. Тестовая накатка пассажирских вагонов на паром «Петровск» прошла 25 июля. Алгоритм погрузки и выгрузки первого рейса отработан.

Общее время в пути из Симферополя в Москву составит 46 часов, в обратном направлении - 44. Билеты для поездки по новому маршруту начали продавать с 19 июля. Стоимость плацкартного места - 4 тысячи рублей. Пассажир при себе должен иметь билет на поезд и талон на паром. Плату за водную перевозку можно осуществить как при покупке железнодорожного билета, так и на переправе.

Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Фото: Лев Федосеев
Анна ВИХРОВА. Керчь – Мурманск