60-е годы прошлого века… Это время разоблачения культа личности Сталина, период ослабления тоталитарной власти и та самая оттепель, о которой слагают легенды и даже не так давно сняли отличный сериал, с успехом показанный на Первом канале. Одним из самых знаменитых символов той эпохи можно считать эпизод «Вечер поэзии в Политехническом музее» из кинофильма «Мне двадцать лет» режиссера Марлена Хуциева, где показаны такие знаковые личности, как Евтушенко, Вознесенский, Окуджава, Ахмадулина. Судьба ленты по сценарию Шпаликова аналогична своему историческому периоду - вышедший на экраны Советского Союза в 1965 году, благодаря своей либеральности фильм довольно быстро оказался на полке и лишь спустя почти четверть века, в 1988-м, вернулся с триумфом уже в полной авторской версии под оригинальным названием «Застава Ильича». Как известно, глоток свободы продлился недолго - уже в 1968-м танки с красными звездами вошли в Прагу, тем самым разрушив все мечты советской интеллигенции о социализме с человеческим лицом. Но подобные политические аспекты мало волнуют современную молодежь.

Например, две подружки из клуба авторской песни «Гравицапа» Дарья Терьякова и Полина Жильцова, рожденные в конце 90-х - начале 2000-х, все равно ностальгируют по временам спора физиков и лириков. Для них 60-е - это расцвет самиздата и бардовского движения, то есть исторический отрезок времени, когда в СССР стали появляться новые имена в культуре страны. Этих юных девушек с гитарой я встретил в сквере на улице Ленинградской, где в минувшее воскресенье состоялась интерактивная музыкально-поэтическая программа «Прекрасная эпоха. Перезагрузка».

- В 60-е годы тексты стихотворений переписывали от руки, перепечатывали на пишмашинках, и они «шли в народ». В наше время можно получить признание, выложив свое стихотворение на всеобщее обозрение в Интернете. И пусть к авторской песне сейчас спал интерес, но я, как человек, который в этом движении уже больше 10 лет, регулярно езжу на фестивали, которые проходят в Москве, и вижу, что там собирается народ, более 3000 человек, причем совершенно разных - как молодежь, так и взрослые. И есть даже такой фестиваль, как «Детская поющая республика», который организовывают сами дети - тем самым подчеркивая, что авторская песня жива, в том числе и в Мурманске! - говорит соорганизатор праздника в сквере на Ленинградской Яна Евдокимова.

С 14.00 до 19.00 - на пять воскресных часов весь мурманский гайд-парк полностью перенесся в эпоху оттепели. В сквере одновременно работали несколько площадок: например, поэтическая, где любой мог продекламировать стихи, детский уголок с мастер-классами и играми. Был даже вариант уличной библиотеки под названием «Буккроссинг».

- Буккроссинг буквально переводится как «книговорот» - то есть обмен книгами среди читателей. Люди могут просто взять книгу себе насовсем либо принести что-то взамен, количество литературы не ограничено. 60-е нельзя представить без книг, без чтения. Поэтому мы подбирали соответствующую тематику - естественно, это Ефремов и братья Стругацкие, которые тогда только стали печататься, и весь народ устремился в космос, в будущее - поэтому на стеллажах у нас очень много фантастики, - поясняет заведующая филиалом

№ 6 центральной городской библиотеки и куратор «Буккроссинга» Светлана Исаева.

Интерактивная программа «Прекрасная эпоха. Перезагрузка» была организована бардами из клуба авторской песни «Гравицапа», поэтому звуки гитары в сквере на Ленинградской сопровождали практически каждое мероприятие. Так, фотовыставка «Черно-белое светлое прошлое» открылась под музыкальные номера коллектива «Марго». На снимках, представших перед публикой, Мурманск в любительских кадрах из домашних архивов горожан. Среди публики было немало именитых фотографов, которые не могли проигнорировать приглашение погрузиться в родные и любимые 60-е, - такие как Людмила Белозерова, которая более полувека ведет фотолетопись города-героя Мурманска.

- Эта выставка исключительно любительская. В то время очень нежелательно было ходить с фотоаппаратом и снимать, потому что, когда в кадр попадала сопка, снимок даже не брали в газету, так как это была стратегическая точка. И любители в основном снимали те районы, где жили. Я, например, в центре жила и только центр снимала, потому что было немного опасно ходить по окраинам, - говорит Людмила Белозерова.

Снимала на память, а вошла в историю Мурманска. Людмиле Александровне уже 82 года, в ее домашнем архиве килограммы папок с фотографиями, по которым можно проследить всю историю расцвета столицы Заполярья.

- Я хотела просто на память себе снять, как рос город, мы жили в доме Междурейсовом, вокруг всегда кипела стройка, сегодня смотришь - садик снесли, и на его месте сразу же возникал дом. Я снимала с балкона, с крыши, из-за угла - я хотела сохранить память, но тогда даже не знала, что можно связываться с краеведческим музеем. Это уже потом я отдала туда снимки в фонд. А эти снимки хоть и любительские, но бесценны: идешь, вдруг лучик какой-то осветил улицы, ты снял - и это уже момент истории, который не повторится никогда, - делится своими впечатлениями Людмила Белозерова.

На ностальгическом празднике можно было испытать себя и в исторической викторине, которую вел Дмитрий Коржов. Для журналиста, писателя и краеведа - традиционалиста по своей сути - 60-е годы - это история собственной семьи, история молодого отца.

- Я обожаю это время. Мой отец был студентом, он окончил Московский энергетический институт связи, потом стал офицером. Он видел, как люди встречали Гагарина. И та эпоха - она во мне. И я, и мое ближайшее окружение всегда воспринимали то время как свое. И мне радостно, что этот праздник создали молодые ребята, значит, для них это тоже родное. Хотя это период их дедушек, бабушек или даже прабабушек. Это было невероятно светлое время, как и целый ряд личностей, которые его составляли. Время очень живое и очень близкое к человеку, даже при всех тех мерзостях, которые все равно там были.

Романсы в исполнении Екатерины Ефремовой, музыкальный спектакль «Привет, 60-е!»... Финальной точкой в перезагрузке Мурманска стала танцевальная площадка, на которой все участники праздника под главные хиты 60-х, что называется, «оторвались». Ведь такие советские композиции, как «Ландыши» или «Последняя электричка», знает практически каждый россиянин, даже не заставший былое величие империи СССР.

Александр БОРИСОВ