Рейс из Мурманска прямиком на Северный полюс хоть и редкий, но регулярный. Каждый год по весне самолет Ил-76 отправляется к макушке земли с участниками экспедиции «Барнео», провизией, топливом и оборудованием для строительства лагеря и аэродрома на дрейфующей льдине. В дальнейшем этот плавучий аэродром будет принимать самолеты и вертолеты с туристами, учеными. Передовая группа полярников десантировалась на полюс несколько дней назад.

«Барнео» - ежегодная арктическая экспедиция, которую организует Русское географическое общество, а также это уникальный ледовый лагерь. Он открывается в начале апреля и на целый месяц становится главным научным и туристическим центром в Арктике.

Туристов влекут прыжки с парашютом в экстремальных условиях, подледный дайвинг, полет на воздушном шаре. Ученые проводят исследования водных масс, термических характеристик льда, оптических свойств торосов, их интересует концентрация, распределение и видовой состав живых организмов льда и верхней водной толщи. Но сначала лагерь должен появиться. И для этого нужно десантировать первую группу людей и груз точно в указанную точку, рабочее название которой «Жалюзи-1». Это сложная многоходовая операция, и в ней важно, как поведет себя техника, не подведет ли небесная канцелярия. Малейшее отклонение от курса может обойтись очень дорого.

- Сложнее, конечно, угадать с погодой и найти приличную «поляну», чтобы все это разместить и сбросить, не попав в расщелины, - объяснил командир-инструктор воздушного судна Ил-76 Геннадий Гребенщиков.
С погодой в этом году повезло, в небе над Арктикой не было ни облачка, ветер в норме, мороз небольшой. Вот только все это с оговоркой - по арктическим меркам. Тот же «небольшой» мороз - это минус сорок. Ведь Северный Ледовитый океан - одно из самых недружелюбных мест нашей планеты.
Погода сурова и непредсказуема, ледовая обстановка нестабильна. Расстояния огромны, инфраструктуры нет. Все, на что может рассчитывать турист, - это сезонный палаточный лагерь с печным отоплением и мастерство профессиональных спасателей. А прежде, чем построить такой лагерь, передовой группе парашютистов нужно выжить в этом белом безмолвии. Но команда подобралась опытная, так что страх - это не про них.


- Каждому свое: кому-то диван, кому-то Турция, ол-инклюзив. Нам - вот это, - рассказал спасатель отряда Центроспас из Жуковского Сергей Кудрявцев.
Говорят, пугает обычно неизвестность, а они отправляются в Арктику не в первый раз.
- Конечно, совершенно одинаковых экспедиций не бывает. Но в целом мы знаем, что увидим: белоснежную ледяную пустыню, зеленоватого цвета торосы, расколы льда, реки, белых медведей… Только у нас с ними договор - друг друга не трогать. Они нас не трогают, мы - их. Ну, или нам так хотелось бы, - с улыбкой поделился авиационный спасатель из Смоленска Роман Дементьев.
Без оптимизма и чувства юмора в такой экспедиции нельзя.


Пока самолет стремительно приближался к Северному полюсу, полярники крепили оставшийся груз к платформам без тени усталости, хотя двое суток они не спали, грузили все 26 платформ, каждая из которых весит тонну. Не было на лицах и тревоги, хотя никто из них наверняка не знал, какой окажется именно эта экспедиция. К примеру, в прошлом году полосу пришлось строить целых четыре раза - льдины все время давали трещины.
Ну а поскольку возможна масса сложностей, важно к работе приступать на сытый желудок. Поэтому, едва самолет поднялся в воздух, началась подготовка к обеду. Как-никак полет от Мурманска до полюса и обратно занимает по времени 8 часов, так что тарелка супа точно лишней не будет.
По сложившейся за много лет традиции во время первого рейса в походной кухне на борту Ил-76 варят солянку. Плотно поесть перед прыжком полярникам просто необходимо, потому что неизвестно, когда им в следующий раз удастся перекусить, сколько времени уйдет на установку лагеря.


В этом году в передовой группе 9 человек: 7 спасателей и своеобразный творческий дуэт. Михаил Овчинников - оператор Первого канала - летит снимать документальный фильм к юбилею экспедиции Папанина. А Стас Умнов - тандем-мастер, который доставит его на льдину.
- На самом деле у меня была очень странная динамика страха. Когда мне предложили полететь на Северный полюс, я подумал: «Круто! Это же Северный полюс!» А когда начал понимать, что это, как это будет, мне стало уже очень страшно. Страх усилился, когда я прилетел в Мурманск, - признался Михаил. - А так как рейс на полюс задержался, то у меня постепенно это чувство исчезло, даже переросло в какую-то уверенность. Я со всеми познакомился и теперь уже вообще ничего не боюсь.
Через три с лишним часа полета самолет приблизился к нужной льдине и пошел на снижение. Груз отправился вниз с высоты всего 300 метров. Сбрасывают его всегда особым способом под определенным углом тангажа.


Ну а после - время для десанта полярников. И для этого самолету снова нужно набрать высоту, потому что парашютисты прыгают вниз с высоты 2,5 тысячи метров. Приземляются в среднем минут через пять. Но для команды, оставшейся на борту, они тянутся долго, ведь важно дождаться подтверждения, что все успешно.
Первый этап экспедиции «Барнео-2017» прошел штатно.
- Приземление благополучное, погода прекрасная. Грузы с двух заходов легли аккуратненько друг с другом. Платформы с житьем-бытьем, водой, едой и палаткой - все рядышком, все замечательно, - сказал руководитель департамента обеспечения авиационных и десантных работ экспедиционного центра Русского географического общества Дмитрий Глаголев.
У экипажа Ил-76 до конца месяца запланировано всего три рейса к макушке Земли, в ходе которых нужно доставить еще два трактора, вторую группу людей и топливо. К началу апреля аэродром на дрейфующей льдине должен принять первый самолет.