В нашей области семь коррекционных школ, в которых обучаются ребята с ограниченными возможностями здоровья. На базе мурманской КШ №1 в 2016 году открылся один из первых в России образовательных центров для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития и расстройствами аутистического спектра, там сейчас 58 воспитанников. Вчера губернатор Марина Ковтун посетила его вместе с министром образования и науки Наталией Карпенко.
- Необучаемых детей быть не должно. В отличие от многих других субъектов Федерации мы сохранили сеть коррекционных школ. У родителей есть право выбора: отдать своего ребенка в специализированную школу или в отдельный класс общеобразовательной. Также мы занимаемся развитием системы полной инклюзивности, когда дети с ограниченными возможностями здоровья учатся в обычных классах. Это последовательные шаги в создании доступной среды, которая предполагает не только архитектурную доступность, - рассказала Наталия Карпенко.
Для каждого воспитанника центра дифференцированного обучения разрабатывается индивидуальная программа. Само название учреждения это уже предполагает. В одной учебной группе собираются дети разного возраста и с разными сложностями. Кому-то из них на занятиях физкультурой нужно успокоиться, тогда они идут в сухой бассейн, наполненный разноцветными шариками. Для ребят, передвигающихся в инвалидных колясках, установлен тренажер, позволяющий стоять, - вертикализатор или стендер. Детки, которые могут ходить, но с трудом, на занятиях адаптивной физкультурой развивают этот навык. А слишком подвижные выплескивают свою энергию, залезая на специальные стенки или проходя препятствия.
Только шесть ребят остаются в группе круглосуточно, остальных школьный автобус привозит утром на учебу, а вечером развозит по домам. Педагоги отмечают, что родители активно участвуют в развитии детей и хорошо осведомлены о проблемах своих чад.
- Большинство наших учеников практически не разговаривают, мы учим их общаться по различным системам символов. Родители охотно об этом расспрашивают, берут специализированные книжки на дом. Мы даем, ведь одна команда же, - поделилась заведующая центром Ольга Панкратова. - Ребенку становится легче, когда его желания наконец-то услышаны. А то он привыкает носить ту одежду, что одевает мама, или есть еду, которую дают родители. И когда он с помощью книги показывает, например, «Я хочу банан», это большое счастье.
В центре предусмотрено вхождение в учебный процесс после летних каникул. В сентябре детки оказываются здесь как будто в первый раз, приходится снова привыкать и вспоминать пройденный материал.
- Все эти методики, технологии и практики не давали бы никакого результата, если бы дети не чувствовали любви. Видно, что их здесь любят. В коррекционной школе обучаются 227 детей, многие из них поступают в колледжи, обретают профессии, создают семьи, вливаются в общество. Для этого нужно пройти большой курс специализированного обучения, - убеждена Марина Ковтун. - Здесь и родителей консультируют и обучают, как можно развивать своего ребенка. Вроде бы люди с расстройствами аутистического спектра закрываются в себе, но они все равно взаимодействуют с окружающими. Например, вот эти два мальчика, с которыми я познакомилась, играют вместе в компьютер, они знакомы уже несколько лет, привыкли друг к другу. Им комфортно находиться рядом.