Сгибаю кисть вниз, опуская указательный и средний пальцы правой руки в форме буквы «л», потом сжимаю все пальцы в кулак и приподнимаю кисть вверх - это буква «а». Опять оставляю только указательный и средний, но уже держу их вместе. Смотрят они на моего собеседника, обвожу ими круг против часовой стрелки - это «д». И опять кулак - «а». Получилось «Лада». Так с помощью русской дактильной азбуки я могу сообщить человеку с проблемами слуха свое имя. В принципе, не считая еще пары фраз, этим мои познания исчерпываются. И таких нас, не знающих жестов, очень много. Но к журналисту глухому человеку особо незачем обращаться, а вот к врачу или сотруднику Пенсионного фонда - зачастую необходимо. Как же это сделать, если у людей возникает языковой барьер?

Одна у монитора
Для помощи глухим во многих субъектах Федерации организуют специальные диспетчерские службы. Их услугами могут пользоваться люди с инвалидностью по слуху для решения любых вопросов, подразумевающих общение со слышащим человеком. А также частные лица, представители организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающиеся в передаче информации глухим или слабослышащим землякам. В заполярной столице такая служба есть, причем в нее могут обращаться все северяне.
Проект реализуется с октября 2014 года за счет регионального бюджета в рамках программы «Социальная поддержка граждан Мурманской области и развитие социально-трудовых отношений». Финансирование предусмотрено пока до 2020-го. Площадку для работы диспетчера предоставило местное отделение Всероссийского общества глухих, расположенное по адресу: улица Папанина, дом 21, офис 11.
- Вопрос о создании диспетчерской службы поднимала предыдущий председатель еще в 2008 году, - подчеркивает Виктор Нелипа, возглавляющий нынче региональное ВОГ. - Тогда планировали использовать стационарный телефон с экраном для общения глухих с диспетчером. В то время это было актуально, теперь, конечно, пользуемся Интернетом.
Есть несколько способов, как обратиться в службу. Самый популярный и удобный - позвонить по «Скайпу» на аккаунт под именем murman.vog.skype. Также можно написать сообщение на мобильный номер +7 (921) 725-50-02, на электронную почту murman.vog.skype@mail.ru или отправить факс на номер 45-88-55. Работает диспетчерская ежедневно с 9.00 до 17.30, кроме выходных и праздничных дней.
У экрана компьютера находится всего один специалист - Вера Жарикова. В принципе видеозвонков за день поступает не так уж много - в среднем пять. Но на каждого клиента обычно уходит минут сорок, а то и больше. Одному нужно обратиться в Пенсионный фонд, другому взять номерок на прием к терапевту, а третьему вообще заказать путевку в Ессентуки. Некоторыми вопросами Вера Павловна занимается месяцами.
- К примеру, мужчина, - рассказывает она, - был лишен водительских прав, ему 64. Стаж вождения 32 года, считай, половину жизни за рулем провел. А сейчас не может пересдать экзамен. Не потому, что знаний у него нет, просто не понимает формулировки вопросов, которых в тесте аж восемьсот. Во время обучения на водительские права глухие могут пользоваться помощью переводчика, а на экзамене запрещено.
Тут Вера Павловна уже чисто по-человечески пошла навстречу. Встречалась с подопечным и вместе с ним разбирала вопросы, пытаясь объяснить смысл написанного. Правда, поскольку сама машину не водит, сделать это было очень сложно. История еще требует продолжения, сдаваться они не намерены.
Случаются в работе диспетчера и забавные ситуации.
- Один дядечка из Апатитов любит нам звонить, ему за 60, на смартфоне «Скайп» установил. И вот уехал куда-то в деревню. А там ветром крышу его дома повредило. Он пошел в сельсовет, набрал меня и повернул телефон к председателю сельсовета, мол, поговорите. Мужик тот, конечно, удивился. Но я ему все объяснила, договорилась, чтобы помогли апатитчанину отремонтировать кровлю. На этом звонки не прекратились. Посетил как-то столовую, заплатил за заказ 500 рублей, а кассир отвлеклась и отошла. Сдачу, видимо, забыла дать. Он-то ее позвать не может. Опять набрал меня, объяснил ситуацию и повернул телефон к кассе. Я немного опешила, никого же не видно, стала кричать: «Девушка, подойдите, пожалуйста!» Когда она меня в экране телефона увидела, у нее тоже глаза округлились, - смеется Вера Павловна.

Есть кому излить душу
Работа сурдопереводчика требует не только знания жестового языка, но и желания помогать людям, а также твердой воли. В разговорах с сотрудниками некоторых организаций Вере Жариковой приходится иногда проявлять характер, иначе могут просто повесить трубку.
- Мы отправляли от регионального отделения ВОГ и министерства здравоохранения Мурманской области письма с информацией о необходимости взаимодействия регистратур поликлиник и женских консультаций с диспетчерской службой. У меня со многими из них связь налажена, но, бывает, доводится с боем выбивать номерки, - признается Вера Павловна. - Когда врачей на дом вызываю или скорую помощь, упрашиваю, чтобы они мне или больному скинули смску, что подъехали. Многие вредничают, мол, делать нам больше нечего. Я спокойно объясняю: так надо.
Большинство сурдопереводчиков - это дети глухих родителей. Мало того, что общаются жестами как на родном языке, так и выросли в культуре глухих. Они представляют, с какими трудностями можно столкнуться при общении и как их преодолеть.
- Мы не занимаемся чисто техническим переводом. Сурдопереводчик должен вникать в суть проблемы, обязательно сопереживать и понимать, - присоединяется к разговору Галина Рясная из регионального отделения ВОГ. - Также необходимо знать юридические и медицинские термины, даже психологию. Можно сказать, у верующих людей есть свои духовники, которым они изливают душу, а у глухих - мы, сурдопереводчики. Знаем все семейные тайны клиентов, у нас доверительные отношения.
Когда я пришла поговорить с диспетчером службы о ее работе, в помещение заглянули две глухие женщины, потом еще и семейная пара подоспела. Вместе они довольно активно беседовали друг с другом. Здесь часто бывают гости, причем не только на экране компьютера.
Для меня в тот момент приоткрылась дверь в мир жестов. На самом деле они обсуждали обычные бытовые проблемы, с которыми сталкивается любой человек, но я следила за их руками как завороженная. Ведь жесты - это своего рода почерк, кто-то «пишет» коряво, а есть те, кто, наоборот, филигранно выводят каждое слово.
- Жесты очень образные, в этом их красота. Вот, например, как обозначают картошку, - говорит Вера Павловна. Она сгибает перед собой левую руку почти в кулак, а на правой выставляет только указательный палец и проводит им в воздухе, словно счищая кожуру с картофельного клубня. - Вино изображается так, будто стряхиваешь капли с усов. Это же как в русских народных сказках - по усам текло, а в рот не попало.

справка «МВ»
За 2016 год в диспетчерскую службу поступило 618 обращений. На первый взгляд, немного. Но если копнуть глубже, роль диспетчера для людей, имеющих проблемы со слухом, неоценима. Молодежь более активно общается с миром слышащих и старается решать проблемы самостоятельно, тем более когда у них под рукой столько полезных гаджетов. А вот тем, кто в солидном возрасте, справиться с этим сложнее, поэтому в диспетчерскую обращаются в основном они.