Если родители хотят, чтобы их дошколенок развивался всесторонне, то стремятся отдать кто в спорт, кто на танцы, музыку или в популярные сейчас кружки робототехники. Но насколько это целесообразно? Как не опустошить свой кошелек, не перегрузить свое чадо и в то же время позаботиться о его гармоничном развитии? Об особенностях дошкольной учебы малышей мы говорим с заведующей кафедрой дошкольного образования мурманского Института развития образования, кандидатом педагогических наук Оксаной Малаховой.

Она отметила, что сегодня преобладает платное допобразование, но есть и бесплатное. Дают его всевозможные детские центры, кружки, студии. Предоставляют такие услуги и сами детские сады. Понятно, что дополнительное образование подразумевает наличие основного, которое дошкольник в тех же ДОУ получает бесплатно.

Модернизация дошкольного образования, происходящая в последние годы, - это и ликвидация очередей в детсады, и внедрение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Дошкольное образование стало частью общего, его первой ступенью. Но это не значит, что в детских садах зазвучит звонок на урок. Напротив, многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на игровой.

Дошкольный стандарт вступил в силу с начала 2014 года. До конца 2016-го шел процесс его внедрения. Нынешний, 2017-й, - первый год реализации, получен определенный опыт, который сейчас анализируется.

ФГОС предусматривает основную базу требуемых знаний, умений, возможность всестороннего развития. А вот то, что выходит за его рамки, воспитанники получают как раз в детских центрах, кружках, студиях. Это может быть обучение чтению, иностранному языку, робототехнике и так далее. Такие занятия могут быть платными, причем и в том же детском саду. При условии, что там имеется достаточная материальная база и есть запрос родителей.

Для начала Оксана Малахова посоветовала родителям ознакомиться с образовательной программой своего дошкольного учреждения. Каждое самостоятельно разрабатывает ее на принципах ФГОС. Таким образом, у каждого есть свое лицо, своя изюминка. Вот этим и следует поинтересоваться. Полезно и в сам стандарт заглянуть, чтобы понять, какой объем развития ребенок получает и стоит ли этот объем расширять.

- Когда родитель берет программу детского сада, он может прийти к выводу, что его ребенку этого достаточно. А может, заглянув в программы платного обучения, заметить разницу в глубине изучения выбранного направления. Возможно, там будут стоять даже какие-то задачи не для этого возраста. И тогда стоит задуматься, справится ли с ними ребенок. Родители должны понять: это их, взрослых, желание отвести его на английский, на программирование, в бассейн или их трехлетний малыш сам мечтает об этом?

- Главное, чтобы у дошкольника на все это хватало сил, чтобы не было перегрузки, - предупреждает Оксана Владимировна.

Не только перегрузкой чреват перебор родительских желаний. Дополнительные занятия тоже проводятся в дневное время, которое ребенок должен проводить в детсаду. А тогда выходит, что его регулярно уводят из группы, и многое как раз из базисной программы остается недополученным. Например, недоигранной игра, которая шла в группе, когда ребенка увели, скажем, на английский, недосказанной - сказка...

Все должно быть дозировано и очень взвешенно. Родителям следует правильно оценивать возможности своего ребенка, знать его интересы. Об этом можно проконсультироваться с психологом, воспитателем детского сада. Только хорошо чувствуя и понимая маленького человечка, можно попасть в точку, предоставить ему такое допобразование, которое гармонично разовьет его способности. Если же малыш не хочет ходить на занятия, если вредничает, капризничает, то, значит, он выражает протест, о причинах которого следует задуматься. Может, это не его занятие, а, может, просто переутомился.

- Дополнительное образование полезно, оно дает разностороннее развитие. Но все должно быть в меру, не надо лишать ребенка детства. А детство - это в первую очередь игра, это детский сад, - подчеркнула Оксана Малахова.

Она также особо выделила среди плюсов допобразования социализацию. Очень хорошо, когда ребенок посещает какое-то учреждение, кроме детского сада, вращается в другом коллективе. Это развивает умение правильно строить отношения и нужно для того, чтобы найти свое место в обществе, быть успешным.

Необходимо понять ребенка, определить его интересы, его стремления, познакомиться с программами ДОУ, дозировано рассчитать нагрузку и осторожно растить если не талант, то просто успешного человека. В противном случае, перегрузив дошкольника всякими развивающими программами, можно получить невротика.