Представьте себе ситуацию. Ложитесь вы спать после тяжелого рабочего дня, настолько измотаны, что видите перед собой только подушку. И только вы на нее такую мягкую и чистенькую прилегли, как вдруг за стенкой раздается звук басов, и кто-то начинает горланить: «И уносят меня, и уносят меня в звенящую снежную дааааль…». Ну или что там в караоке поют? «Опять сосед певческую вечеринку в час ночи закатил, - понимаете вы. - Неужели никакой управы на него нет?» Есть, конечно. Только все не так просто.

На январской пресс-конференции по итогам 2016 года глава регионального УМВД Игорь Баталов упомянул, что в органах внутренних дел снизилась активность работы по так называемым бытовым шумам. Точных цифр он не назвал, но факт все-таки интересный. Поэтому «Мурманский вестник» решил поговорить с начальником регионального управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти Сергеем Липовецким, чтобы разобраться, в чем же, собственно, дело.
А причиной всему является юридическая закавыка, из-за которой стражи правопорядка теперь фактически потеряли часть полномочий. Раньше, до переименования милиции в полицию, вызвав дежурный наряд из-за такого «ночного певца», вы могли получить ощутимый результат - на горлопана незамедлительно был бы составлен протокол с вашими показаниями, объяснением гражданина, нарушившего покой соседей и, возможно, с результатами опроса еще парочки соседей. Все эти данные являлись доказательной базой совершения такого административного проступка. Ведь законом «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Мурманской области» устанавливаются четкие временные рамки, когда нельзя шуметь - с 22.00 до 8.00. За несоблюдение этого «тихого» режима предусмотрен штраф. Для граждан он составляет сумму от одной до трех тысяч рублей, при повторном нарушении до пяти тысяч. Готовый протокол сотрудник МВД передал бы в городскую административную комиссию, которой осталось только принять решение - налагать штраф на гражданина или обойтись предупреждением.
А с вступлением в силу закона «О полиции» 7 февраля 2011 года стражи правопорядка потеряли право составлять протоколы по таким административным правонарушениям. Теперь полицейские, приехавшие по вызову, могут только попросить нарушителя написать объяснительную записку да отправить ее в административную комиссию, которая и будет дальше разбираться с делом. Это, по словам Сергея Липовецкого, значительно снизило эффективность работы в этой сфере. Члены комиссий буквально завалены подобными делами и не всегда успевают оперативно реагировать на ситуацию. Но сотрудник полиции все равно обязан выехать по вызову, ему придется общаться с нарушителем, почему бы и сразу протокол не составить? При этом и слово полицейского будет иметь больший авторитет в глазах шумного гражданина, да и дело пойдет быстрее.
Однако такая ситуация сложилась по причине одной бюрократической оплошности. Раньше отделение милиции общественного порядка финансировалось из бюджета субъектов страны и действовало в рамках законов конкретных областей, республик, краев или автономных округов. Полиция же полностью федеральная структура, поэтому и законам следует того же уровня. В принципе, до определенного случая на эту «несостыковку» никто внимания не обращал, все работали по-прежнему.
- Так было, пока один гражданин в 2014 году не вник в суть ситуации. Его привлекли к административной ответственности по закону субъекта России, в котором он жил. Не в Мурманске это произошло, - рассказал Сергей Леонидович. - Он обжаловал это решение, аргументируя тем, что федеральный орган не имеет права привлекать его к ответственности по местному закону. Когда в этом стали разбираться, обнаружили, что, действительно, нарушение такое в ряде регионов происходило.
Чтобы привести ситуацию в норму, в том же году был издан федеральный закон № 247-ФЗ «О внесении изменения в статью 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Там уже четко прописано, что протоколы об административных нарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов РФ, составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) в случае, если передача этих полномочий предусматривается специальными соглашениями между федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и органами исполнительной власти субъектов РФ. На этом уже поставили законную точку.
В настоящий момент проект такого соглашения между УМВД России по Мурманской области и региональным правительством разработан. Также составлен и протокол о финансировании реализации этих полномочий. Все бумаги находятся в федеральной структуре МВД на согласовании. В первом квартале этого года соглашение должно получить одобрение и вступить в законную силу.
Оно предусматривает передачу полномочий по подписанию сотрудниками полиции протоколов по следующим составам: статья 1.1 ЗМО «Обеспечение безопасности жизни и здоровья ребенка» (касается нарушений детьми так называемого комендантского часа), статья 6 ЗМО «Нарушение тишины и покоя граждан» и пункта 4 статьи 9.1 ЗМО «Нарушение прав граждан на защиту от угрозы причинения вреда жизни и здоровью со стороны животных».