Хочешь изменить жизнь вокруг - начни с себя. Этот популярный лозунг вполне актуален, если применить его к проблеме улучшения качества оказания услуг. Каким же образом мы можем это сделать? Самим, к примеру, заняться устройством пандусов в поликлиниках? Или надеть белый халат и начать лечить людей? Конечно, не стоит понимать настолько буквально.

Уже четвертый год подряд северяне, впрочем, как и все жители страны, могут высказать свое мнение по поводу оказания социальных услуг, тем самым внеся изменения в происходящее. Для этого достаточно принять участие в опросе - в очной форме или на сайте областного правительства, внизу главной страницы которого находится специальная ссылка.

Независимая оценка качества социальных услуг проводится ежегодно. Жители региона высказывают свое мнение, отмечают плюсы и минусы в работе учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания и культуры. Система оценки основана на девяти показателях: открытость и доступность информации об организации, комфортность условий предоставления услуг и доступность их получения, доброжелательность, вежливость, компетентность работников организации, удовлетворенность качеством оказания услуг, доступность услуг для инвалидов. Каждый из них конкретизирован с соответствующими методами исследования.

Пилотным для проекта стал 2014 год. Поскольку это относительно новый инструмент, то он претерпевает изменения, исходя из накопленного во время работы опыта.

- В конце 2017 года были внесены ключевые и знаковые новации в законодательство, призванные повысить как объективность, так и значимость результатов независимой оценки качества условий оказания услуг организациями социальной сферы. Они обозначены в 392-ФЗ, - прокомментировала министр экономического развития Мурманской области Елена Тихонова. - Во-первых, предусмотрены единые показатели и порядок их измерения и расчета, то есть весь механизм унифицирован. Во-вторых, с целью предотвращения конфликта интересов полномочиями по формированию общественных советов для проведения независимой оценки наделены региональные общественные палаты. Теперь исполнительный орган власти лишь информируется о том, какой состав общественного совета в итоге сформирован. В-третьих, значимость независимого мнения подтверждена тем, что его результаты учитываются при оценке эффективности деятельности органов власти и руководителей организаций. Более того, главой региона будет ежегодно представляться публичный отчет об итогах проделанной работы перед региональным органом законодательной власти.

Также в нынешнем году впервые на территории Мурманской области в соответствии с государственным контрактом работает организация-оператор, ответственная за сбор и обобщение информации о качестве условий оказания услуг. Им стал Научно-технический центр «Перспектива» из Тюмени.

Исследование проводится в очной форме - сбор данных в учреждениях, если предусмотрено наблюдение, анализ интернет-сайтов, личный опрос получателей услуг в организациях, а также с помощью интернет-опроса получателей услуг. По предварительным данным, в опросах примут участие более 36 тысяч человек - для получения объективных данных. Около восьми тысяч примут участие в личных опросах, порядка 29 тысяч северян выскажут свое мнение на сайте.

В середине сентября, когда завершится голосование, оператор предоставит полученные данные в общественные советы при органах исполнительной власти, члены которых сформируют предложения по улучшению качества деятельности организаций. Затем на их основе органы власти утвердят сводные планы с мероприятиями по каждому учреждению.

Скажем, работающему жителю региона не всегда удобно пройти диспансеризацию или попасть на прием к врачу, нужно отпрашиваться с работы. В этом случае учреждение может при необходимости изменить режим работы специалистов. Другой пример: иногда на сайте или в самом учреждении трудно найти нужную информацию для клиентов, и для улучшения качества информирования также можно что-то подкорректировать. Так, по итогам оценки в 2017 году было организовано сопровождение получателей услуг, имеющих ограничения к передвижению в социальном приюте для детей и подростков «Берегиня» Кольского района, создана альтернативная версия официального сайта учреждения для инвалидов по зрению в Кандалакшском комплексном центре социального обслуживания населения и многое другое.

- Таким образом, будет выстроена вертикаль проведения независимой оценки от массового включения граждан в процесс самой оценки, далее - через общественные советы - к публичному анализу ее результатов и до понятной персональной ответственности руководителей организаций, - продолжила министр. - Это действенный инструмент сбора и анализа мнения получателей услуг о качестве их оказания, адаптации работы учреждений к потребностям населения.

В целом за три года (с 2015-го по 2017-й) были охвачены все 100 процентов государственных и муниципальных учреждений региона, оказывающих услуги в сферах образования, здравоохранения, социального обслуживания и культуры. В этом году оценивается работа детско-юношеских спортивных школ и учреждений дополнительного образования, культурно-досуговых организаций, санаториев-профилакториев, комплексных центров социального обслуживания, медицинских организаций и ряда других - всего 183 государственных и муниципальных учреждений и восьми негосударственных организаций, включенных в независимую систему оценки в инициативном порядке. Например, члены Общественного совета при региональном министерстве здравоохранения определили на этот год 19 учреждений, оказывающих медицинскую помощь как в амбулаторных условиях (поликлиники), так и в стационарных (больницы). Кроме того, можно оценить и работу санаториев.

Напомним, принять участие в опросе и высказать собственное мнение могут все жители региона. Для этого необходимо зайти на сайт правительства Мурманской области, нажать внизу страницы на баннер «Независимая оценка качества социальных услуг» и заполнить интерактивную онлайн-анкету. Кроме того, бумажные опросники имеются во всех учреждениях, участвующих в независимой оценке.

С результатами прошлых лет можно ознакомиться на bus.gov.ru - официальном ресурсе для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях.