(Окончание. Начало в № 105.)

Первый сбитый

Первый подтвержденный вражеский самолет младший лейтенант Рассадкин сбил 2 декабря 1942 года. И это был далеко не простой враг, а печально знаменитая «рама»! Фронтовой воздушный разведчик-корректировщик «Фокке-Вульф-189» - один из самых трудно сбиваемых самолетов люфтваффе. Самолет, несмотря на низкую скорость, довольно маневренный из-за своей необычной двухбалочной конструкции. За что, собственно, и получил от нашей пехоты такое название - «рама».

Двух немцев со сбитого самолета взяли в плен. Вот как описывает Рассадкин одного из них: «Это был первый немец, которого я видел. Настоящий фашист. Ему было лет 50. Рыжеватая бородка, небрит, на щеке шрам. Мы в землянке с ним беседовали. Собрали летчиков. Потом выводят этого фрица. Ему дали стул. Начали допрашивать с переводчиком. Уже не помню, какие там вопросы задавали, но он сразу отказался отвечать на связанные с военной тайной. Единственное, его спросили: «Хочешь посмотреть летчика, который тебя сбил?» - «Хочу». Комиссар Мещеряков, рядом с которым я сидел, встал, на меня показывает. Он подошел, подал руку. А я ему не подал руки. Говорю: «Врагам руки не подаю». Он обиделся, сразу отошел на свое место». Это был штурман самолета обер-лейтенант Херманн Петерсен из состава звена «Петсамо» 1-й эскадрильи 32-й группы ближней разведки.

Вскоре Рассадкина наградили первым боевым орденом - Красного Знамени.

Второй вражеский самолет - «Мессершмитт» Bf 109G - он сбил более чем через полгода - 9 июля 43-го. Сбивать самолеты противника - не это было главное для 255-го ИАП. На первом месте - надежное прикрытие и сопровождение торпедоносцев, бомбардировщиков и штурмовиков к цели и обратно.

Как раз когда «мессер» пытался атаковать группу наших Ил-2, Рассадкин зашел ему в хвост и с близкой дистанции расстрелял. По немецким сведениям, в этом бою был сбит и погиб унтер-офицер Оскар Гюнтрот из 9-й эскадрильи 5-й истребительной эскадры «Eismeer». С этого времени Петр Алексеевич регулярно пополнял счет побед.

Капитан Петр Рассадкин. Командир 1-й эскадрильи 255 ИАП ВВС СФ.

Снесло на свои «харрикейны»

Когда 21 июля Рассадкина представили ко второму ордену, за ним уже числилось четыре сбитых и два подбитых вражеских самолета. В наградном листе отмечалось: «Провел 23 воздушных боя. В воздушных боях смелый, решительный боец. В боях оказывает помощь своим товарищам. Достоин представления к правительственной награде - ордену «Красное Знамя». Орден вручили 3 сентября 43-го.

С началом зимы 1943/44 гг. в полярную ночь летная активность по понятным причинам снизилась с обеих сторон. Но во время приходов союзных конвоев в морские порты Мурманска и Архангельска летали в любую погоду. В зимний ненастный день 27 декабря 43-го старший лейтенант Рассадкин ведущим четверки «аэрокобр» вылетел на прикрытие морской эскадры союзников на подходе к Кольскому заливу.

«Погода была отвратительная, - вспоминал он. - Мы взлетали, а уже начиналась пурга. Но задание дали туда прийти, в этот район, над ним развернуться, показать звезды, покачать крылышками и вернуться домой. Отошли километров 50 от береговой черты, нас вернули из-за погоды. Потому что все аэродромы закрылись. Оставалась площадка на острове Кильдин, где сидел 27-й полк на «харрикейнах». Нас туда сажали, был страшенный ветер. Мы только успели вернуться, сесть, кто как мог, и аэродром закрыло полностью на двое суток. При посадке Егоров (по спискам потерь ВВС СФ - младший лейтенант Василий Игнатенко. - В. Ю.)... он не совсем справился с ветром, потом аэродром был покрыт льдом, тормозишь, а самолет все равно сносит. Его снесло на стоянку самолетов 27-го полка. Он погиб. Ему пробило висок». Самолет Рассадкина тоже столкнулся с «харрикейном» на стоянке и получил сильные повреждения, сам летчик не пострадал.

Майор Рассадкин после войны.

Золотая Звезда

С весной активность нашей авиации выросла в разы: ударная авиация Северного флота била по морским базам и конвоям противника. За один месяц боевых действий старший лейтенант Рассадкин сбил три вражеских истребителя. Общий счет его воздушных побед - 12. Ему присвоили очередное воинское звание - капитан, он стал командиром 1-й эскадрильи и представлен к званию Героя Советского Союза. Вот выдержки из наградного листа: «Провел 37 воздушных боев. Неоднократно вступал в бой с превосходящими силами противника и выходил из него победителем. Произвел 190 успешных боевых вылетов, из них на сопровождение наших торпедоносцев, штурмовиков и бомбардировщиков 51 вылет. Прикрывает грудью торпедоносцев, чем обеспечивает последним победу. В результате чего обеспечил потопление нашими торпедоносцами 10 транспортов». Указ о присвоении Рассадкину звания Героя Советского Союза подписан 31 мая 1944 года.

Войну Рассадкин закончил на должности штурмана авиаполка, имея на счету 13 воздушных побед. После войны - учеба в воздушной академии, служба в составе ВВС Черноморского флота. А потом снова Заполярье - сначала возглавил 769-й ИАП ПВО, а затем и 122-ю авиадивизию ПВО (1957-1958), авиаполки которой в годы войны защищали небо над Мурманском. Был направлен в Академию Генерального штаба, которую успешно окончил в 1960 году. Затем - начальник авиации 23-го корпуса ПВО. В 1965 году уволен в запас полковником.

С 1965 года Петр Алексеевич жил в Ялте. После выхода на пенсию продолжал вести активную воспитательно-патриотическую работу в школах и вузах Крыма.

Он прожил долгую и достойную жизнь ветерана Великой Отечественной войны, стал почетным гражданином Ялты, где и умер 6 октября 2016-го на 96-м году жизни. Немного не дожил до 106 лет, как себе когда-то распланировал.