Время неумолимо и стремительно бежит вперед, отдаляя нас от военного прошлого, но с каждым годом появляются и новые подробности. Например, боевой деятельности Бориса Сафонова, которому 26 августа исполнилось бы 105 лет. Стали известны все обстоятельства последнего боевого вылета и гибели североморского аса, о чем мы рассказали в мае 2017-го. Сейчас подготовлена книга о легендарном летчике, которая изобилует неизвестными фактами, архивными документами, воспоминаниями его сослуживцев и фотоснимками. Там есть и сведения о летчиках-сафоновцах, которые начинали воевать с первых дней войны в 4-й сафоновской эскадрилье, но имена их мало кому известны. Наиболее интересные фрагменты будущей книги мы представляем вашему вниманию.

Сведения о Борисе Сафонове опубликованы во многих энциклопедиях. Но, пожалуй, выдержки из автобиографии, написанной им самим, будут и точнее, и интереснее, чем сухие и отредактированные свидетельства справочников. И, ко всему прочему, читающий эти строки, почувствует дух того времени, так как стилистика и орфография оригинала сохранены:

«Родился в 1915 году, 26 августа в селе Синявино Плавского района, Московской области в семье рабочего печатника. До октябрьской революции отец Сафонов Феоктист Дмитриевич работал в типографиях города Москвы (Киселева, Дортмана и др.) в качестве наборщика. В 1919 году отец умер, мать в 1920 году вышла замуж за Ступина Сергея Васильевича сельского учителя Синявинской школы, села Синявина Плавского района Московской области. <…>

Мать Фекла Терентьевна на руках с сыном Борисом, 1917 г.

В 1930 г. кончил 6 групп школы II-й ступени гор. Плавск, Плавский район, Московская область, после чего поступил в школу ФЗУ при станции Тула Московско-Курской железной дороги и в 1932 году её окончил, в то же время учился в планерной школе город Тула, по окончании школы ФЗУ поступил добровольно учиться в 1932 году в Тульскую школу летчиков Осоавиахима город Тула, окончил ее в 1933 году в августе месяце и получил звание пилота. Во время февральской и октябрьской революций мне было 2 года.

В 1930 году вступил в члены ВЛКСМ, был принят Синявинской комсомольской организацией, билет № 0334161, выдан Тульским горкомом комсомола. В 1937 году вступил в кандидаты ВКП(б) в партийной организации 106-й истребительной эскадрилии, кандидатская карточка № 415086 выдана политотделом 40-й авиационной бригады. За время пребывания в комсомоле и кандидатах ВКП/б/ выполнял следующую партийно-комсомольскую работу, в 1931 году был членом бюро в планерной школе, с 1937 г. по 1939 год член пленума районного комитета комсомола, с 1937 года по 1938 год член бюро первичной комсомольской организации. Партийным и комсомольским взысканиям не подвергался. В других партиях не состоял и отклонений от генеральной линии партии не было, в оппозициях не состоял.

После учебно-тренировочных полетов. Качинская военная школа пилотов. Первая половина 1934 г.

В РККА вступил добровольно в 1933 году в августе, по окончании Тульской школы летчиков Осоавиахима, и был направлен в первую военную школу пилотов часть 1603, где служил в качестве курсанта по 1934 г. декабрь месяц. По окончании школы приказом ВВС РККА был назначен в 106 истребительную эскадрилью, 40-й авиационной бригады в качестве пилота, с 1937 года апреля и по 1936 год август был назначен начальником парашютно-десантной службы эскадрильи и с 1938 года июля месяца по ноябрь месяц помощник комиссара по комсомолу в 15 истребительном авиаполку 70 авиационной бригады и с 1938 года ноября по данное время работаю за комиссара подразделения в этой части.

В белой армии не служил и на территории занятой белыми и интервентами не проживал. За границей не был, под судом не был. <…>

Ближайших родственников проживающих за границей нет. Имею сведения, что дядя по отцу <Ф.И.О.>, работая в Москве, был арестован и находился в доме заключения три года, причины его ареста для меня не известны. Проживает дядя в настоящее время (далее указан адрес. - Ю. Р.).

<…>

9.02.1939 г. Врид. Комиссара подразделения Лейтенант Сафонов (роспись)».

 Среди курсантов Качинской военной школы - сидит второй справа. 1933 г.

Казалось бы, обычная автобиография с традиционно очень кратким перечислением событий жизни писавшего. Но сколько в ней любопытной информации! Бросается в глаза, что в 1939 году город Тула и Плавский район входили в Московскую область. Или название железной дороги, сегодня оно звучит очень непривычно - Московско-Курская ж.д. В наши дни это просто - Московская железная дорога.

Современному читателю надо пояснить, что Осоавиахим (общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству) являлся советской общественно-политической оборонной организацией, существовавшей в 1927-1948 годы, в которой молодежь и зрелые люди в массовом порядке без отрыва от производства получали военные знания и навыки.

В 1932 году на Московском авиационном заводе № 22 по инициативе осоавиахимовской и комсомольской организаций была создана первая в стране общественная школа, готовившая летчиков и других авиационных специалистов без отрыва от производства. С этого времени во многих городах Советского Союза создаются аэроклубы Осоавиахима. Всего с 1930 по 1941 год Осоавиахим дал путевку в небо 121 тысяче летчиков, 27 тысячам планеристов и 122 тысячам парашютистов.

Однако в авиацию попасть мог не каждый, для этого надо было иметь не только хорошее здоровье, но и соответствующую биографию: никто из родственников не должен был сидеть по пресловутой политической 58-й статье, непременно надо было иметь крестьянско-пролетарское происхождение. За этим неуклонно следили товарищи «с холодной головой, горячим сердцем и чистыми руками» из НКВД. Не случайно, одним из обязательных пунктов в автобиографии того времени было требование указывать всех осужденных родственников. Восемнадцатилетнему Боре Сафонову в этом повезло - его биография была чистой.

Да, видим, что был еще один обязательный важный пункт - участие в Гражданской войне. Что поделаешь, такое было время...

(Продолжение следует.)