Как только ни хитрят предприниматели, чтобы продать нам свои товары или услуги. Оглушающая своим напором реклама на улицах города, по радио и на телевидении, СМС-сообщения на телефон, куча макулатуры в почтовых ящиках - ко всему этому мы уже привыкли. Но макулатура макулатуре - рознь.

В этом году многие мурманчане находили и продолжают находить в своих почтовых ящиках небольшого формата бумажку, совсем не похожую на рекламную листовку ни по внешнему виду, ни по содержанию. И именно о ее содержании хочется поговорить подробнее.

Чем, как правило, занимается реклама? Привлекает внимание к тому, что рекламирует, подчеркивает положительные стороны услуги или товара, заманивает, приглашает и т. д. В общем, соблазняет.

В случае с листовкой ООО «КолЭнергоСети» все гораздо круче. Они тоже предлагают жителям города свои услуги по замене приборов учета электроэнергии на новые. Но сказать, что они их рекламируют, язык не поворачивается. Они уведомляют. «Вам необходимо, - обращается компания к собственникам помещений, - срочно заменить индивидуальный прибор учета электроэнергии, не прошедший поверку и с низким классом точности на новый с учетом новых технических требований к ним. В противном случае электросчетчик считается вышедшим из строя и расчеты за электроэнергию будут производиться по нормативам с учетом повышающих коэффициентов». В общем-то вроде бы все в наших интересах. Но впечатление такое, как будто тебя не приглашают, а заставляют обращаться за установкой прибора учета в эту организацию, да еще и под страхом наказания.

«Ну и из-за чего, собственно, сыр-бор? - могут возразить читатели. - Ну, хотят коммерсанты продать счетчики и оказать услуги по их установке. Ну, используют разные способы, чтобы привлечь клиентов. Что в этом плохого? Да, слишком напористо, можно даже сказать, грубовато, но ведь границ дозволенного законом они не переступают». Да, не переступают. Мало того, они способствуют тому, чтобы граждане сами следовали законодательству. Согласно постановлению федерального правительства № 442 от 4 мая 2012 года «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» учет потребляемой гражданами электрической энергии должен производиться только электросчетчиками класса точности 2,0 и выше.

Кроме того, установка нового прибора учета вместо счетчика советского образца даже в одной-единственной отдельной квартире улучшит ситуацию с учетом электроэнергии во всем доме. Но в данном случае претензии не к намерениям, а к манере оповещения. В редакцию «Мурманского вестника» поступило изрядное количество жалоб от недовольных пенсионеров. Это в основном люди, которым уже за 70, а то и за 80. Их такое предложение услуг пугает и сбивает с толку.

- Я совсем недавно заменила электрический счетчик, - пожаловалась в редакцию мурманчанка Вера Федоровна Стуканова. - А от меня снова требуют его менять, потому что он чему-то там не соответствует. Мне 78 лет, я плохо разбираюсь во всем этом. В управляющей компании мне сказали, что мне счетчик менять не надо. Тогда зачем же мне присылают такие письма и требуют, чтобы я заменила, да еще и угрожают, что будут начислять повышенную плату? Я разволновалась, давление поднялось, задыхаться стала. Я не знаю, куда идти и что делать, к кому обращаться за помощью.

А Тамару Степановну (она не захотела назвать свою фамилию), тоже жительницу областного центра, только гораздо моложе предыдущей собеседницы, мне с трудом удалось убедить, что листовка была адресована совсем не ей персонально.

- Ну, как же не мне?! - горячилась женщина, - здесь конкретно сказано, что мне необходимо заменить индивидуальный прибор учета, потому что он не прошел поверку и с низким классом точности. А он у меня действительно не новый, но ведь не такой уж и старый, мы его лет 6 назад поставили. И теперь мне надо тратить деньги перед отпуском, чтобы поставить новый счетчик, потому что мне пригрозили начислением повышенной платы.

Судя по всему, Тамара Степановна плохо представляет себе, что такое поверка и класс точности и в каких случаях надо менять электросчетчик. Мы подробно расскажем об этом в одном из будущих номеров «Мурманского вестника». Сейчас разговор о том, что слишком агрессивная реклама может обернуться для людей дополнительными и бессмысленными расходами, а в худшем случае даже наделать бед. К примеру, еще одной пожилой мурманчанке, по ее словам, и вовсе пришлось врача вызывать - так она разволновалась, когда прочла уведомление.

- Мне уже 89 лет. Живу я одна, на улицу почти не выхожу. И мне не у кого спросить, как мне поступить в таких случаях, - посетовала Ираида Львовна Вовк. - Я прочла эту записочку. Там говорят: либо немедленно ставь новый счетчик, либо мы тебе будем начислять дополнительную плату. То есть не мытьем, так катаньем мы с вас, пенсионеров, деньги-то сдерем, - я так это письмо поняла. И так мне плохо стало, ну, думаю, все, конец мой настал. Спасибо, когда врач пришел, он-то мне и сказал, мол, не переживайте, бабушка, они всем такие бумажки разбрасывают. Ну разве можно так?! Мы же пожилые люди, переживаем сильно, мало ли вот так давление подскочит - и все...

Пенсионеров у нас много. И они, кстати, являются самыми добросовестными плательщиками. Энергетикам все-таки стоит помнить об этом и учитывать возрастные особенности людей при составлении текстов своих посланий, адресованных потребителям. «Вам необходимо срочно заменить...», «в противном случае...» - все это выглядит впечатляюще для тех, кому действительно надо менять счетчик, и никак не отразится на настроении взрослого, здравомыслящего человека, если он точно знает: ему никакие приборы учета не нужны, потому что у него с этим полный порядок. Но люди глубоко пожилого возраста, воспитанные на реалиях Советского Союза и на убеждении что «у нас зря не пишут», действительно могут пострадать от такой категоричной формы предложения услуг, независимо от того, касается их лично такое уведомление или нет.

Оксана ДУШЕНЬКОВСКАЯ