Судья-информатор объявил о том, что мужской масс-старт биатлонистов сдвигается на час. Но зрители, увидев, что туман, окутавший белой пеленой лыжный стадион «Лаура», с каждой минутой становится все гуще и гуще, поняли: ждать бесполезно и потянулись к станции канатной дороги. Они оказались правы. Как потом выяснилось, соревнования в итоге перенесли на другой день.

Я тоже спустился на фуникулере к электричке. «Ласточка» уже стояла возле перрона. Поезда, скажу вам, самый удобный вид общественного транспорта на сочинской Олимпиаде. Они быстро, комфортно, да еще и бесплатно доставляют болельщиков из Адлера в Красную Поляну и обратно. В вагоне выбрал место у окошка, расположился. Впереди меня сидела пожилая пара - седовласый мужчина с окладистой бородой и его спутница. У обоих паспорта болельщиков на груди. Внешность первого показалась знакомой, но придавать этому значение не стал. Мало ли похожих друг на друга лиц вокруг.

Поезд тронулся, и через несколько минут убеленный сединами попутчик открыл черный футляр, который сначала показался мне простым чемоданчиком, вынул оттуда настоящие деревянные гусли. Да-да, те самые, о которых мы знаем по русским народным сказкам. Он положил их на колени, прикоснулся пальцами к струнам и под малиновый звон висевших на ремне колокольчиков затянул красивым бархатным голосом:

Благородней нет состязаний,

Мы в противниках видим друзей,

И пусть войны кончаются сами,

Факел мира поднимем скорей.

Вся Россия в едином порыве,

В благородном души устремлении.

Олимпийский огонь - это праздник,

Всех сердец единение...

Олимпийская ода сорвала аплодисменты всего вагона. Сидевшая неподалеку швейцарская болельщица тут же на ломанном английском вперемешку с немецким обратилась к спутнице современного Бояна. Та, поняв, что от нее хотят, достала три компакт-диска, один из которых за триста рублей перекочевал в сумочку швейцарки. А маэстро тем временем продолжил свой импровизированный концерт.

Это был Любослав, на сегодня, пожалуй, самый известный в стране бард-гусляр. Многие, наверняка, видели его удивительные номера в различных телепередачах.

Однако сам музыкант считает, что гораздо большую славу ему приносит Интернет, где выложено видео его выступлений, причем не только в залах, но и в вагонах метро, и просто на улице.

- Сейчас же у всех есть мобильники, айфоны, планшетники. Только дал концерт, через пару часов заглянул в сеть, а там уже несколько видеофайлов загружено, - пояснил он.

Разговорились. Как оказалось, Любослав - это всего лишь сценический псевдоним, а зовут артиста Александр Субботин. Он родом из Орла. Музыкального образования не имеет, по профессии художник. В молодости увлекся игрой на гитаре, под которую сложил немало песен как на свои стихи, так и других поэтов.

- Игру на гуслях освоил довольно быстро, - продолжил он. - Техника исполнения несколько иная, чем на гитаре, но все же есть и сходство.

На вопрос, откуда у него сей экзотический инструмент, ответил коротко:

- Своими руками смастерил из старого списанного в утиль рояля Шрёдер. Разобрал по досочкам, выпилил нужные детали, склеил их. Струны гитарные натянул.

Повесив в 2003-м старую подругу гитару на гвоздь, Субботин уже как гусляр дебютировал в Санкт-Петербурге на международном фестивале бардовской песни и народного творчества «Поющая душа России» и стал лауреатом. Так начался новый этап его творческой жизни.

А она у Любослава насыщенная. Регулярно с супругой Светланой дают концерты не только в Москве, где сейчас живут, но и в других городах страны. Однако не забросил и кисти. Выставки его картин устраивают в столице постоянно. А еще Субботины активно занимаются просветительской деятельностью, проводят семинары для взрослых и концерты-уроки для школьников, на которых знакомят их с балладами, былинами, песнями и обрядами русского народа, водят хороводы.

По словам Александра, его всегда интересовало прошлое. Тяга к преданиям старины глубокой и сделала его гусляром. В репертуаре музыканта немало произведений на стихи классиков русской и зарубежной поэзии, таких как Александр Пушкин, Афанасий Фет, Сергей Есенин, Николай Рубцов, Иоган Гёте и других. В собственной лирике прослеживаются и христианские мотивы, и языческие. Субботин считает, что одно другому не мешает, ведь нельзя же отрекаться от своих истоков. По этой причине решил со Светланой построить в Тульской глубинке дом, чтобы перебраться туда и быть поближе к земле-матушке.

Гусляр-странник уже успел выступить в Олимпийском парке, но не на сценических площадках, где проходят концерты официально заявленных коллективов, а как уличный музыкант. Вот только попасть в парк можно лишь пройдя процедуру досмотра, как в аэропорту.

- Колющих и режущих предметов охранники не обнаружили, зато гусли их смутили, пропускать с ними долгое время отказывались, - рассказал Субботин. - Пришлось вызывать каких-то начальников. Пока ждали, читал про себя молитву. В общем, с божьей помощью вопрос уладили.

В Сочи супруги приехали по приглашению сети местных ресторанчиков, где они устраивают тематические вечера.

- Россияне в последнее время стали больше интересоваться своими корнями, - отметил гусляр. - Это, безусловно, радует, ведь знание истоков - залог духовной нравственности народа.

Игорь АРИСТОВ, Сочи.