Раньше министр обороны РФ Анатолий Сердюков довольно прохладно относился к идее строительства в России отечественных авианосцев. Но ничто не стоит на месте, и вот уже МО в конце прошлого года впервые огласило информацию о строительстве нового авианесущего крейсера.

Всему виной, по всей видимости, новая военная доктрина, окончательная разработка которой ожидается в конце 2012 года.

Прошлая военная доктрина была принята в феврале 2010 года, и в нее входили такие пункты, как: «участие в операциях по поддержанию (восстановлению) международного мира и безопасности…», «борьба с пиратством, обеспечение безопасности судоходства», «обеспечение безопасности экономической деятельности Российской Федерации в Мировом океане», и эти задачи невозможно решать без авиации.

А уж если ты решился на подобные действия, то это означает, что ты предполагаешь действовать в любой точке Мирового океана, а чтоб доставить туда авиацию - самый быстрый и эффективный род войск - нужны авианосцы, причем атомные.

Но сами по себе авианосцы не действуют в одиночку. Они действуют в составе АУГ - авианосной ударной группы - или АУС - авианосного ударного соединения, включающего несколько АУГ - ударную, многоцелевую или противолодочную.

А это целая армада кораблей - 6-8 эсминцев, 2 крейсера, 2 атомные многоцелевые подводные лодки (АПЛ) как минимум.

То есть, отправляясь выполнять миссию по защите интересов России к чужим берегам, нужно иметь не только современный атомный авианосец, но и современное обеспечение - эсминцы, желательно атомные, несколько крейсеров, тоже атомных, и несколько современных АПЛ. Кроме того, нужны современные самолеты.

У нас же в настоящее время не только нет атомных авианосцев, но и то, что называется «обеспечением», пока отсутствует - все это в стадии разработки. И еще у нас практически нет палубной авиации, а то, что есть на КСФ, например, так сейчас на ТАКР «Адмирал Кузнецов» из 50 самолетов, предусмотренных по штату, в строю 8-10.

И потом, АУГ - это не только техника, но и люди - именно их высокая профессиональная подготовка все и решает, особенно подготовка летного состава, что еще только предстоит поднять на должную высоту.

Но руководство ВМФ России полно энтузиазма.

Новый главнокомандующий Военно-морским флотом РФ вице-адмирал Виктор Чирков уже заявил, что Россия планирует создать новый отряд авианосцев, которые будут построены до 2020 года. Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) предложит первоначальный план по строительству авианосца нового типа до конца 2012 года.

В феврале этого года уже был раскрыт конкретный план по созданию авианосца нового типа: до 2014 года будет разработан технический проект корабля, а сам авианосец будет построен до 2020 года. Бывший главнокомандующий ВМФ России Владимир Высоцкий отметил, что новый корабль не будет авианосцем в классическом смысле этого слова, «он будет на шаг впереди». Еще в 2009 году он объявил, что российский флот получит вместо классических авианосцев морские авиационные комплексы, которые будут включать в себя «космическую составляющую, авиационную, морскую и передовые технологии в других областях».

И все-таки сроки - главная на сегодня болезнь отечественного ВПК - разнятся.

По данным ОСК, проектирование нового тяжелого авианесущего крейсера начнется только в 2016 году, а первый такой корабль будет построен не к 2020 году, как говорилось ранее, а к 2023 году. Во что это обойдется бюджету и какова будет концепция применения таких кораблей, пока остается неясным. Во всяком случае, президент ОСК Роман Троценко объявил не так давно, что «авианосцы России нужны». Впрочем, уже на следующий день он же заявил, что постройка авианосца начнется только в 2018 году.

При этом не уточнены ни сроки проведения испытаний, ни сроки ввода авианесущего крейсера в состав российского флота. Все пока еще звучит неопределенно - ни по срокам, ни по суммам, ни по качеству исполнения ясности нет. Пока лишь известно, что новые авианосцы будут атомными и их водоизмещение составит 60 тысяч тонн (по некоторым данным, 80 тысяч тонн). Флоту требуется минимум три таких корабля с возможностью увеличения их количества до шести единиц.

В настоящее время авианесущими крейсерами располагают флоты Великобритании, Франции, России, США, Аргентины, Бразилии, Испании, Италии и Индии. В 2012 году, как ожидается, к списку этих стран присоединится Китай. Кроме того, возможность строительства авианосцев рассматривает и министерство обороны Японии.

Эти силы распределились следующим образом: в США - 11 авианосцев (75-85 самолетов на каждом), остальные страны - по одному авианосцу.

В настоящее время в мире существует три типа авианесущих крейсеров, которые в международной классификации обозначаются как CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery), STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery) и STOVL (Short Take-Off and Vertical Landing).

Первый тип (CATOBAR) («Авраам Линкольн») обеспечивает старт самолетов с палубы при помощи катапульты, а посадку - при помощи аэрофинишеров.

На авианосцах типа STOBAR вместо катапульты установлен трамплин, а самолеты взлетают исключительно при помощи тяги собственных двигателей, однако посадка истребителей обеспечивается аэрофинишерами. К такому типу авианосцев относится российский «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

Наконец, третий тип - STOVL - предназначен для истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. К этому типу относится, например, испанский легкий авианосец «Принц Астурийский».

К какому классу будет относиться перспективный российский тяжелый авианесущий крейсер, пока неизвестно. Большое водоизмещение заставляет предположить, что на корабле будут установлены катапульты и аэрофинишеры. В этом случае не исключено, что в основу может лечь корабль проекта 1143.7 «Ульяновск» - атомный авианосец типа CATOBAR, разработка которого началась в 1984 году и завершилась из-за отсутствия финансирования в 1991 году. Водоизмещение - 74 тысячи тонн, четыре атомных силовых установки. При длине 323,7 метра, ширине - 78 метров и осадке 10,7 метра авианосец несет до 70 летательных аппаратов, включая вертолеты Ка-27 и Ка-31, а также палубные истребители МиГ-29К и Су-33 и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления Як-44. Авианосец «Ульяновск» предполагалось оснастить двумя катапультами, трамплином и аэрофинишером.

Вот только в настоящее время российская авиационная промышленность не выпускает палубные самолеты, которые могли бы стартовать с палубы авианосца при помощи катапульты. Существующие сегодня палубные учебно-тренировочные самолеты Су-25УТГ, истребители МиГ-29К/КУБ и Су-27К/Су-33 осуществляют взлет с палубы при помощи трамплина. Таким образом, строительство авианосца типа CATOBAR потребует и разработки нового палубного истребителя.

Какое-то время тому назад некоторые эксперты высказывали предположение, что таким истребителем может стать палубная версия российского Т-50 (ПАК ФА), разработка которого ведется компанией «Сухой» в интересах ВВС России. В частности, об этом в 2009 году заявил вице-адмирал Шлемов. Тем не менее если такой самолет и будет создан, вероятнее всего, ему для старта также не потребуется катапульта - согласно официально объявленным характеристикам ПАК ФА может использовать для взлета и посадки взлетно-посадочные полосы длиной 400 метров. То есть трамплина для палубной версии самолета, очевидно, должно быть более чем достаточно.

Что же касается бюджета строительства авианосцев в России, то тут пока нет конкретных цифр, но можно оценить зарубежный опыт. Например, стоимость американского авианосца класса «Нимиц» составляет около пяти миллиардов долларов.

Сравним это с достройкой и модернизацией «Адмирала Горшкова» для Индии за вычетом 16 палубных МиГ-29 - около двух миллиардов долларов.

При этом предлагается оценить возможности западного кораблестроения хотя бы на таком примере. В 1943 году в США вступил в строй эскортный авианосец CVE-55 «Касабланка», первый из 50 однотипных авианосцев, построенных частной верфью Генри Дж. Кайзера в Ванкувере. Последний корабль серии, CVE-104, вступил в строй ровно год спустя - 8 июля 1944 года. Таким образом, скорость строительства авианосцев в 1943 году в США составляла пятьдесят авианосцев на одной верфи за календарный год. Полное водоизмещение каждого - 11 тысяч тонн, корабли, разработанные на базе сухогрузов S4-S2-BB3, строившиеся на верфи с нуля, не были, конечно, архисложными, но и предельно простыми их тоже не назовешь. Было задействовано 13 стапелей, среднее время нахождения одного корабля на стапелях составило менее 5 месяцев.

С той поры утекло много воды, техника стала намного сложнее, но следует согласиться, скорости строительства впечатляют.

Что же касается России, то сейчас в состав ВМФ России входит единственный авианосец - «Адмирал Кузнецов», принадлежащий КСФ.

Он был включен в состав ВМФ России 20 января 1991 года. Через 50 лет он подлежит замене. Почти половину своего срока российский авианосец уже отслужил.

К 2023 году срок службы его составит 32 года, к 2026-му - 35 лет.

Кстати, авианосец «Адмирал Кузнецов» был заложен 2 сентября 1982 года, а включен в состав флота спустя почти девять лет (это к вопросу о сроках строительства кораблей нашим ВПК).

И потом, авианосец - это прежде всего инфраструктура - базирование, обеспечение, причалы, ремонт - все это тоже надо предусмотреть.

Но главное - задачи, стоящие перед ВМФ и перед авианосцами, а они вытекают из военной доктрины, которая, повторим, сводится к одному-единственному вопросу: у каких берегов собираемся воевать, потому что АУС воюют не у своих берегов, это операции за рубежом. Обладание авианосцами ставит страну в разряд «агрессивных» морских держав.

Правда, таких держав с каждым днем становится все больше.

Авианосцы нужны для уничтожения соединений надводных кораблей и для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий и блокады отдельных морских районов и проливных зон.

И еще авианосцы нужны для прикрытия с воздуха районов патрулирования собственных стратегических АПЛ, для чего нужна, в частности, морская авиация.

В подтверждение этого тезиса процитируем бывшего главкома ВМФ Высоцкого: «…Если на Севере мы не будем иметь авианосец, то боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота в тех районах будет сведена к нулю уже на вторые сутки, потому что основной противник лодок - это авиация».

Таким образом, выражение Петра Первого «Флоту быть!» в настоящее время приобретает несколько иное звучание: «Флоту быть, если…» - и под это «если» выстраивается целая стратегия развития не только военно-морского флота, но и всей России.

Фото: Лев Федосеев
Авианосец ВМС Индии «Викрамадитья» (бывший ТАКР «Адмирал Горшков»).
Фото: Лев Федосеев
Фото: Сергей Васильев
Китайский авианосец «Ляонин» (бывший ТАКР «Варяг»).
Фото: Сергей Васильев
ТАКР «Адмирал Кузнецов» в боевом походе.
Александр ПОКРОВСКИЙ