Это знаменитый, растиражированный множеством изданий снимок момента основания Мурманска, тогда еще Романова-на-Мурмане, закладки так и не ставшего реальностью храма Николая Мирликийского.

В центре снимка похожие на два полюса - две главные фигуры: и строительства «мурманки», и основания будущего главного города Кольского края, два министра - морской, Иван Константинович Григорович, и путейский, Александр Федорович Трепов.

На мурманском снимке он глава Министерства путей сообщения. Этот пост Трепов занял в октябре 1915-го, став двадцатым министром МПС России. Именно при нем значительно ускорилось строительство Мурманской железной дороги.

Строительство железной дороги к незамерзающему порту на Кольском полуострове началось в 1915 году, толчком для чего послужила Первая мировая война. Страна остро нуждалась в поставках военной техники и снаряжения от союзников. Железная дорога от Петрозаводска до Мурманска была возведена в рекордно короткие сроки - за 1 год и 6 месяцев, строительство было закончено в 1916 году. 16 ноября 1916 г. по новому стилю на перегоне между станциями Боярская и Амбарный была торжественно проведена укладка последнего рельсового звена.

У Мурманского региона Октябрьской железной дороги богатая и славная история. В тридцатые годы заполярные железнодорожники одними из первых в стране осуществили электрификацию. В 1935-м году на участке Кандалакша - Апатиты впервые прошел поезд на электрической тяге, который вел электровоз ВЛ-19-40. В настоящее время электровоз сохраняется как памятник на территории локомотивного депо Кандалакша. Во время войны, не смотря на близость к фронту и бомбежки, бесперебойно осуществлялись перевозки грузов оборонного значения. Многие работники железной дороги тогда были награждены орденами и медалями. За образцовое выполнение заданий по перевозке оборонных грузов коллективам ряда предприятий отделения были вручены Красные знамена Государственного комитета обороны.

В послевоенные годы было развернуто строительство новых объектов, росли объемы перевозимых грузов. В 1949 году поступили первые пригородные электропоезда. В 1954 году вступил в строй новый железнодорожный вокзал на станции Мурманск - сегодня это визитная карточка города. В 1956 году было завершено строительство железнодорожной ветки Пинозеро - Ковдор, в 1961 году сдана в эксплуатацию ветка Кола - Печенга. В 1968 году она была достроена и протянулась до станции Никель. В 1973 году был электрифицирован самый южный участок Мурманского отделения Кандалакша - Лоухи. В 1984 году по участку Кировск - Апатиты - Мурманск прошел первый сверхтяжелый грузовой состав весом 7600 тонн. В 2001 году был осуществлен перевод с постоянного на переменный ток, что дало значительный экономический эффект.

Мурманский регион Октябрьской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» подошел к своему празднику с отличными производственными результатами. Совсем недавно, 12 сентября 2016 года, был установлен абсолютный рекорд суточной выгрузки на станции Мурманск. Общая суточная выгрузка на станции Мурманск по всем номенклатурам грузов 12 сентября составила 1029 вагонов, что является наивысшим показателем за всю историю работы Мурманского транспортного узла. Заместитель начальника железной дороги по Мурманскому территориальному управлению Игорь Поликарпов отмечает, что этот успех достигнут благодаря профессиональным и слаженным действиям всех подразделений региона, в первую очередь специалистов Мурманского центра организации работы железнодорожных станций и Северного района управления Дорожного центра управления перевозками. Работы по совершенствованию технологии для дальнейшего увеличения объемов выгрузки на станции Мурманск будут продолжены. В частности, в этих целях в настоящий момент реализуется проект реконструкции южной горловины станции Мурманск. Горловина - место, откуда начинается заезд с перегона на станционные пути, а затем идет их разветвление.

Электровоз 2ЭС5К «Ермак».

1 октября в Мурманске состоялись масштабные праздничные мероприятия, посвященные 100-летию открытия железнодорожного движения на участке Петрозаводск - Мурманск и 100-летию завершения строительства Мурманской железной дороги. Завершился ремонт вокзального комплекса Мурманск, а совсем рядом с ним был открыт паровоз-памятник Л 4386, установленный в честь 100-летия открытия сквозного железнодорожного движения на участке Петрозаводск - Мурманск и 100-летия города-героя Мурманска. Железная дорога на Мурмане встречает свой юбилей обновленной и устремленной в будущее.

В этом году на полигоне Мурманского территориального управления Октябрьской дороги начали эксплуатироваться новейшие электровозы 2ЭС5К «Ермак» отечественной разработки.

Электровозы этой модели на сегодняшний день являются самыми мощными локомотивами в мире - часовая мощность составляет 13120 кВт. Разработаны новые локомотивы Всероссийским НИИ электровозостроения (ВЭлНИИ) в Новочеркасске, собираются на Новочеркасском электровозостроительном заводе компанией «Трансмашхолдинг». Локомотивные бригады, которые работают на этих электровозах, прошли специальное обучение.