Шесть лет минуло с той поры, когда на сессии Международного олимпийского комитета в Гватемале было объявлено о том, что зимние Игры 2014 года пройдут в Сочи. Большинство наших сограждан восприняло тогда это известие как нечто из области фантастики. Еще бы, ведь зимнюю Олимпиаду на субтропическом южном курорте прежде никто не проводил... Но со временем, когда началось строительство объектов спортивной, туристской, транспортной, коммунальной и прочей инфраструктуры, стало понятно, что сочинские Игры это не сказка, а быль, которая наступит совсем скоро. Убедиться в этом удалось благодаря поездке на IV Всероссийский форум-семинар спортивных журналистов, который проходил в Красной Поляне. Его организатором выступило РИА «Новости».

Гость? За руль ни-ни!

За эти шесть лет сделано немало, и в первую очередь для самого города. Один красавец аэропорт чего стоит. Его принялись возводить по югославскому проекту еще в советские времена, поскольку старое здание аэровокзала уже не справлялось с ежегодно увеличивающимся пассажиропотоком. Монтировать каркас начали в 1989-м, однако из-за нехватки средств в 1994-м строительство было заморожено. Возможно, объект так бы и остался долгостроем, если бы не та самая сессия МОК в Гватемале. Теперь новый международный аэропорт принимает более двух миллионов пассажиров в год. Минувшей весной он был признан лучшим в стране.

Статус олимпийской столицы позволил решить и застарелый вопрос дефицита электрической энергии благодаря введенной в эксплуатацию в преддверии Игр новой тепловой электростанции.

Наконец город обзавелся и новыми современными очистными сооружениями, ведь имевшиеся не справлялись с растущим год от года объемом сточных вод, которые попадали в море без должной фильтрации. Долгое время наши сограждане, приезжавшие сюда на отдых из разных концов страны, даже не догадывались об этой проблеме и смело шли на черноморские пляжи. И многие отмечали, что сами сочинцы, живя в поистине райском уголке, почему-то не любят купаться... Кто знает, может, причина таилась именно в этом?

Конечно, масштабная олимпийская стройка доставила немало хлопот как местным жителям, так и гостям города-курорта. Оно и понятно, кому понравится, когда с утра до вечера только и слышен рев моторов строительной техники да стук отбойных молотков. Не говоря уже о витающей в воздухе цементной пыли. И все же сочинцам повезло, ведь из двухсот шести объектов, которые построены к Олимпиаде, львиная доля имеет отношение к жилищно-коммунальному хозяйству и транспортной сети.

Дорожным развязкам, путепроводам и новым трассам было уделено особое внимание. Число автовладельцев, как известно, растет во всем мире, и Сочи здесь не исключение. Узенькие городские улочки перестали справляться с огромными потоками машин, заторы стали возникать не только в летний сезон, но и в зимний. Уже введена в строй и вовсю эксплуатируется объездная дорога, по которой без труда можно добраться от Адлера до Мамайки, минуя центр города. Она значительно разгрузила главную сочинскую магистраль - Курортный проспект.

Появилась и дорога-дублер у шоссе, связывающего аэропорт с Красной Поляной. Благодаря ей также удалось развести транспортные потоки. Стоит отметить, что проект параллельной трассы оказался довольно сложным. Кому доводилось бывать в Красной Поляне, тот знает, что маршрут туда пролегает через высокие горные хребты, поэтому семнадцать из сорока восьми километров дороги приходится на тоннели. Впрочем, во время Олимпиады, на которой соберутся тысячи гостей со всего мира, наплыва автомобилей ждать не стоит. Согласно указу президента Владимира Путина проезд транзитного транспорта будет ограничен.

Это связано прежде всего с безопасностью. Организаторам нынешних зимних Игр не хочется повторять горький опыт летних Олимпиад в Мюнхене и Атланте, во время которых из-за террористических акций погибли люди. По этой причине после новогодних праздников все иногородние автомобили, кроме специально аккредитованных, будут останавливаться гаишниками на подступах к Сочи, в поселке Магри. Там будут организованы так называемые перехватывающие парковки. Далее водители и пассажиры смогут добираться до места назначения на электричках, курсирующих между Туапсе и Адлером. А вот местные жители смогут ездить на своих авто беспрепятственно.

По чугунке и канатке

Кстати, транспортная дирекция XXII зимней Олимпиады настоятельно рекомендует гостям Игр передвигаться по городу и его окрестностям на поездах. В Сочи построены дополнительные железнодорожные ветки, соединяющие спортивные сооружения приморского кластера, где расположен Олимпийский парк с гоночной трассой «Формулы-1», пятью крытыми ледовыми аренами и стадионом «Фишт», на котором состоятся церемонии открытия и закрытия Игр, с кластером горным, где размещены объекты для лыжных и санных видов спорта. Комфортабельная электричка «Ласточка» уже курсирует по этому маршруту. Время в пути составляет чуть более получаса. Пассажирам скучать не придется. Для тех, кто любит проводить время в Интернете, предусмотрен бесплатный Wi-Fi. Ну, а те, кто отправляется в путь за кавказской экзотикой, смогут полюбоваться великолепными горными пейзажами из окна вагона. К наплыву туристов во время Олимпиады готовы и поезда дальнего следования. Недавно по маршруту Москва - Адлер стали курсировать составы с двухэтажными вагонами.

Из Красной Поляны на спортивные объекты горного кластера лучше всего добираться при помощи канатных дорог. Их общая протяженность составляет двадцать один километр, а пропускная способность - четыре с половиной тысячи человек в час. Восьмиместные кабины-гондолы за считанные минуты доставят болельщиков к горнолыжному комплексу «Роза Хутор», на снежных трассах которого в феврале 2014-го за олимпийские медали поборется чемпионка России мурманчанка Валентина Голенкова. Подвесные вагончики отвезут зрителей и к лыжно-биатлонному комплексу «Лаура», где, надеемся, снова блеснет другой наш земляк - чемпион мира Алексей Петухов. Проложена канатная сеть и к санно-бобслейной трассе, сноуборд-парку, а также фристайл-центру, где выступит победитель этапов розыгрыша Кубка Европы Сергей Шимбуев из Кировска. С помощью нее можно подняться и к комплексу трамплинов для летающих лыжников, где в дни зимних Игр увидим победителя национального первенства уроженца Мурманска Илью Рослякова.

Курорт круглый год

Благодаря форуму спортивных журналистов удалось осмотреть ледовые арены приморского кластера. Готовность спортивных сооружений к зимним Играм сомнений не вызвала, поскольку на них уже прошли тестовые соревнования. Члены МОК хоть сейчас могут заселяться в специально выстроенный для них отель. А вот Олимпийская деревня приморского кластера пока не может принять гостей. Большая часть корпусов, где будут жить во время Игр спортсмены, тренеры, их врачи, массажисты и сервисмены, уже прошла процедуру приемки, но в некоторых еще идут отделочные работы. По словам пресс-секретаря государственной корпорации «Олимпстрой» Александры Костериной, объект сдается поэтапно согласно графику и до конца ноября все корпуса будут введены в эксплуатацию, а прилегающая к ним территория благоустроена.

И все же сам собой напрашивается вопрос, что будет с этими объектами, в строительство которых вложено пятьдесят миллиардов рублей, после того как отшумят зимние Игры. Аэропорт и реконструированные сочинские вокзалы, понятное дело, пустовать не будут, а вот что делать со всем остальным?

Как выяснилось, ответ на этот вопрос давно найден. Олимпийские деревни как приморского, так и горного кластеров превратятся в гостиничные комплексы. Предполагается, что спрос на места в них будет устойчивым не только летом, но и зимой, так как Красная Поляна, по сути, уже стала горнолыжным курортом. Из Ледовых дворцов на своем месте останутся лишь два. Тот, что носит название «Большой», продолжит функционировать как хоккейная арена. Второй, конькобежный, на зеркальных дорожках которого нас, возможно, порадует призер чемпионатов России оленегорец Дмитрий Федотов, станет выставочным центром. Остальные три - для керлинга, фигурного катания и еще один хоккейный - построены из прочных, но в то же время достаточно легких металлоконструкций. Когда Олимпиада завершится, их демонтируют и перевезут в другие города.

Останется на прежнем месте и стадион «Фишт». На нем в 2018 году пройдут матчи чемпионата мира по футболу. Спортивные сооружения горного кластера станут национальными тренировочными центрами. Кроме этого на уже упомянутом горнолыжном комплексе «Роза Хутор» летом ожидают наплыва велосипедистов-экстремалов - любителей маунтинбайка.

Фото: Игорь Аристов
«Адлер-арена».
Фото: Игорь Аристов
Олимпийская деревня.
Игорь АРИСТОВ